Отечественные автомобили могут вырасти в цене на 10%

С третьей попытки российские автопроизводители подготовились к переходу на стандарты «Евро-4». Теперь потребителям надо готовиться к подорожанию автомобилей до 10%
В. Баранов/ Ведомости

С 1 января в России нельзя будет производить автомобили экологического стандарта ниже «Евро-4»; импорт машин более низкого класса также будет запрещен. На стандарты «Евро-3» автопроизводители перешли с 2008 г. Подняться на следующую ступень предполагалось в 2010 г., но не все предприятия успели подготовиться к новым стандартам, и власти дали отсрочку – сначала на два года, потом еще на один. На этот раз сроки введения «Евро-4» в автомобильной индустрии переносить не планируется, подчеркивает директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Тимур Микая. Представители всех крупнейших автопроизводителей страны заявили «Ведомостям», что готовы к выпуску техники нового стандарта.

Накопили опыт

«АвтоВАЗ» еще в 2005 г. начал поставлять на экспорт автомобили, соответствующие «Евро-4», – это были Lada110, напоминает представитель компании. Перевод на этот стандарт модельного ряда для внутреннего рынка завершился в декабре 2011 г.: все автомобили прошли модернизацию (а Lada Granta изначально разработана под «Евро-4») и испытания по токсичности, шуму и электромагнитной совместимости – более 200 тестов, рассказывает он.

Группа ГАЗ с сентября выпускает модификации «Газель бизнес» с газово-бензиновыми двигателями, соответствующие стандартам «Евро-4», говорит представитель группы, а для автобусного направления двигатели стандарта «Евро-4» и выше «уже давно являются текущей практикой». Организовано и производство нового семейства дизельных двигателей ЯМЗ-530 «Евро-4» с возможностью доведения до стандартов «Евро-5» и «Евро-6». Все заводы группы готовы к производству продукции в соответствии с новым стандартом, резюмирует ее представитель: «Проведены испытания, получены сертификаты».

«Камаз» еще не запустил серийное производство автомобилей «Евро-4». Но тестовая сборка доработанных моделей уже прошла, говорит представитель предприятия, «Камминз Кама» (СП с американской Cummins Inc.) «готова в любой момент» приступить к выпуску двигателей «Евро-4» и «Евро-5». Двигателями этого СП сейчас комплектуется около 25% камазовских грузовиков. «Кроме того, мы доработали собственный двигатель до уровня «Евро-4», и испытания показали, что он не уступает зарубежным аналогам», – доволен он.

машины подорожают

Модернизация производства приведет к росту цен на автомобили. «Камазы» подорожают на 200000–250000 руб. (10–15%), сказал представитель компании. Цены на UAZ Patriot и Pickup с 1 января из-за перехода на «Евро-4» увеличатся на 10000 руб. (около 2% от рекомендуемой розничной цены), Hunter – на 25000 руб. (6%), коммерческие автомобили подорожают на 25000–30000 руб. (6–7%), сообщил УАЗ. По большинству моделей группы ГАЗ предполагается рост цен в пределах 5%, заметил ее представитель. Переход «АвтоВАЗа» на «Евро-4» не привел к существенному удорожанию автомобилей: рекомендованная розничная цена Lada выросла на 2700 руб. для «классики» и на 1000 руб. для остальных моделей (менее 1% стоимости), говорит представитель «АвтоВАЗа».

Инвестиции в переход на «Евро-4» представитель «Камаза» не назвал, но только в двигательное производство компания вложила свыше 3,5 млрд руб. «Мы предпринимаем усилия по снижению себестоимости автомобиля», – уверяет он.

Российские автомобили вряд ли значительно подорожают, отмечает директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив: темпы роста рынка замедляются, и крупные игроки стараются аккуратно подходить к изменению цен.

Повышение конкурентоспособности

«Главное достижение нового стандарта – улучшение экологии крупных городов», – констатирует представитель «Камаза». Но это повысит и конкурентоспособность отечественной продукции, надеются производители. «По экологическим характеристикам автомобили Lada, продающиеся на внутреннем рынке, быстро приближаются к конкурентам иностранных марок», – радуется представитель «АвтоВАЗа». Конкурентоспособность будет усилена, например, по отношению к китайским производителям – за счет запрета на ввоз дешевой техники «Евро-2», «Евро-3», продолжает его коллега из группы ГАЗ. А для двигателестроительных предприятий ввод «Евро-4» означает появление дополнительных возможностей, связанных с импортозамещением, добавляет он.

Все выше

Переход автомобильной техники на «Евро-5» в России планируется с 2016 г., следует из постановления правительства, принятого в январе 2012 г. Некоторые производители уже выпускают такие автомобили. Серийное производство автобусов «Лиаз», соответствующих нормативам «Евро-5» и EEV («Евро-5+»), началось в 2011 г., говорит представитель группы ГАЗ. Идет сертификация газовой модификации автобуса «ПАЗ», до тех же стандартов доводятся двигатели семейства ЯМЗ-530 – опытные образцы будут созданы в 2013 г. Кроме того, завершаются сертификационные испытания автомобилей «Газель» с двигателем Cummins «Евро-5» – их планируется поставлять на экспорт, например, в Турцию, отмечает представитель группы.

«АвтоВАЗ» поставляет на экспорт автомобили уровня «Евро-5» с осени 2010 г., напоминает представитель компании. Сейчас в страны Евросоюза экспортируются Lada4х4, Kalina, Priora, а в 2013 г. к ним добавится Granta.

«Камаз» в этом году подготовил линейку грузовой техники «Евро-5», поставки начнутся в 2013 г.