В Минтрансе определили, как будет развиваться транспортная система до 2030 г.


К 2030 г. один россиянин в год будет проезжать до 15 600 км вместо нынешних 7000 км. Транспортные услуги будут доступными всем слоям населения. Все сельские населенные пункты, имеющие перспективы развития, будут связаны дорогами с твердым покрытием с дорожной сетью России. Лишь 2% граждан страны не будут обеспечены услугами автотранспорта общего пользования (сейчас таких - 10%). Число погибших за год в ДТП в расчете на 10 000 автомобилей сократится на 63%. А доля пассажиров, перевезенных воздушными судами, минуя аэропорты Московского авиаузла, вырастет с нынешних 27,9% до 37%. Такие задачи ставит откорректированная транспортная стратегия России до 2030 г. Ее представили на обсуждение экспертному совету при Минтрансе 21 января.

Большие планы в стратегии намечены и по грузоперевозкам. Ожидается, что транзитные перевозки через территорию России увеличатся с 28 млн тонн до 85 млн тонн. Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет с 39% до 50%, а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом с 4% до 16%.

На реализацию транспортной стратегии может быть потрачено до 106,4 трлн руб. (включая НДС), если за основу будет принят не энерго-сырьевой, а инновационный сценарий развития страны. В том числе из федерального бюджета – 31,4 трлн руб., из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – 21,3 трлн руб., а из внебюджетных источников – 53,7 трлн руб. Это меньше, чем было израсходовано в 2002-2012 гг. - 496,8 трлн руб., сообщается в стратегии.

Реализация федеральной целевой программы по модернизации транспортной системы стартовала в 2002 г. Как отметил заместитель директора департамента программ развития минтранса Георгий Петрушенко, валовая стоимость, созданная на транспорте, составляет 7% от ВВП страны (за 10 лет рост в 2,3 раза). А объем инвестиций в транспортный комплекс за это же время вырос в 2 раза и составил в 2011 году 1,2 трлн руб., или 11% от общего объема инвестиций в экономику страны. Грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35% и достиг 2,6 трлн тонно-км.

Однако основные проблемы не были решены, констатируется в документе. Российская транспортная система по-прежнему страдает от низкого технического уровня и неудовлетворительного состояния ее производственной базы, признает стратегия. Объемы строительства и реконструкции инфраструктурных объектов малы, обновление парков подвижных средств недостаточны. Так, проблемные места составляют более 16% от общей протяженности российских железных дорог. Опорная сеть федеральных дорог не построена. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 15 млн человек в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. А 46 600 населенных пунктов вообще не имеют связи с сетью автомобильных дорог. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 27% протяженности сети. Кроме того, парк автомобилей растет несоразмерно дорожной сети: за 10 лет число эксплуатируемых автотранспортных средств в стране выросло в 1,7 раза, а километраж дорог лишь на 10%.

Высокие темпы роста объемов авиаперевозок характерны только для международных авиалиний, рынок местных и региональных авиаперевозок стагнирует. По сравнению с 2000 годом количество региональных аэродромов сократилось в 1,6 раза, в результате чего 70% перевозок приходится на авиасвязи Москвы.

Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. До 80% гидротехнических сооружений эксплуатируется 50-70 лет и более, только 17,3% имеют нормальный уровень безопасности. Износ коммерческого флота составляет 75%. К 2020 г. подлежит списанию 85-90% судов. Технический флот государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства изношен на 85%.

Сейчас износ основных производственных фондов составляет: на железнодорожном транспорте – 60%, на морском – 34%, на внутреннем водном – 66%, на автобусном – 51%, на грузовом автомобильном – более 50%, на воздушном – 50%.