Россия притормозит Украину

Россия вместе с другими странами – участницами Таможенного союза собирается оспорить введение на Украине спецпошлин на легковые автомобили

Россия вместе с партнерами по Таможенному союзу планируют до конца 2013 г. оспорить решение Украины о введении защитных мер на автомобили, передал вчера «Интерфакс» слова министра по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрея Слепнева. Такая возможность рассматривается, подтвердил замминистра промышленности России Алексей Рахманов. Заявление будет подано в арбитраж зоны свободной торговли СНГ, уточнил представитель ЕЭК. Страны – участницы Таможенного союза могут делегировать ЕЭК представлять их интересы в этом разбирательстве, отметили собеседники.

Спецпошлины на импортные легковые автомобили Украина ввела в апреле 2013 г.: за ввоз машины с двигателем объемом 1–1,5 л нужно заплатить 6,4% от таможенной стоимости, 1,5–2,2 л – 12,95%. Эта ставка добавляется к 10%-ной таможенной пошлине на легковые автомобили (для стран, входящих в зону свободной торговли СНГ, она нулевая).

Защитные меры были введены «с серьезными нарушениями правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговли СНГ», отметил Слепнев. По его словам, ЕЭК проводила с Украиной консультации, «но мы не почувствовали готовности этот вопрос решить». Ранее отказаться от введения спецпошлин Украину призывала Еврокомиссия и ряд стран – членов ВТО. На прошлой неделе премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что страна не нарушила принципов ВТО, поэтому нет «никаких оснований предпринимать любые санкции». Представитель кабинета министров Украины на вопросы «Ведомостей» не ответил.

«Не могу сказать, что Россия пострадала серьезно, но претензии, проблемы есть», – говорит Рахманов. В 2012 г. из России на Украину было ввезено около 37 500 новых легковых машин, гласят данные «Укравтопрома». За пять месяцев 2013 г. внутреннее производство в этой стране выросло на 40,7% до 12 546 шт., а рынок сократился на 1,1% до 89 351 шт. В мае по сравнению с тем же месяцем предыдущего года продажи упали на 26,6% до 15 091 автомобиля (см. таблицу). Продажи Lada сократились более чем в 3 раза до 558 шт., в итоге марка опустилась со 2-го места на 10-е. Экспорт на Украину существенно упал в связи с введением спецпошлин, поскольку все поставляемые «АвтоВАЗом» автомобили оснащаются двигателями объемом 1,6 л и подпадают под повышенную шкалу спецпошлин, комментирует представитель «АвтоВАЗа». Помимо готовых автомобилей в 2013 г. российский завод планирует поставить для украинского «Богдана» около 10 000 сборочных комплектов.

Обращение в арбитраж зоны свободной торговли СНГ – ход оригинальный, замечает партнер King & Spalding Илья Рачков. У России и других стран – участниц Таможенного союза высоки шансы оспорить решение Украины, поскольку введенные там меры противоречат свободе торговли товарами, считает он.