"АвтоВАЗ" принес Renault убыток

Чистая прибыль французского автомобильного концерна сократилась втрое по итогам 2013 года
Д.Абрамов/ Ведомости

Участие Renault в капитале «АвтоВАЗа» принесло французскому автоконцерну в 2013 г. 34 млн евро убытка против 186 млн евро прибыли годом ранее. Об этом говорится в отчете Renault за 2013 г. Чистая прибыль группы Renault сократилась в 2013 г. почти втрое до 695 млн евро при выручке в 40,9 млрд евро (+0,5%). Причина снижения прибыли - негативная ситуация в Иране (был создан резервный фонд), обесценение активов, а также расходы на реструктуризацию, пояснил представитель компании.

Годовая отчетность Renault включает результаты «АвтоВАЗа» за год, завершившийся 30 сентября 2013 г. Тем не менее результат от участия в «АвтоВАЗе» ожидаем - российский автозавод убыточен, подчеркивает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Чистый убыток по МСФО в первом полугодии 2013 г. составил 2,6 млрд руб. (54 млн евро по текущему курсу). Беспалов прогнозирует убыток за весь 2013 год в 6,9 млрд руб. (143 млн евро). У «АвтоВАЗа» падают продажи (на 15% в 2013 г. в России) из-за общего сокращения рынка (на 5,5%), идет смена модельного ряда (новые модели еще не вышли на оптимальные объемы выпуска и продаж), поясняет Беспалов. «Приоритетным для «АвтоВАЗа» при запуске обновленного модельного ряда является качество при поэтапном увеличении мощности производства», - добавляет представитель Renault.

Прибыль «АвтоВАЗа» в 2012 г. обеспечило дисконтирование беспроцентных займов, полученных от «Ростеха» (срок выплаты был продлен до 2032 г.), напоминает Беспалов. Приносить доход своим акционерам завод начнет не раньше 2015 г., думает он. К этому времени увеличится производство, прежде всего за счет контрактного выпуска для альянса Renault-Nissan (в 2014 г. оно может вырасти в 7,5 раза до 150 000 шт., говорил ранее президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон), скажутся внедряемые сейчас меры по оптимизации расходов (сокращение численности работников, изменение условий работы с поставщиками и проч.), комментирует он.

В 2008 г. на покупку 25% плюс 1 акция «АвтоВАЗа» Renault потратила 711 млн евро, еще 240 млн вложила в строительство на заводе линии мощностью 350 000 автомобилей в год для выпуска машин на платформе альянса Renault-Nissan. Еще $366 млн до середины 2014 г. Renault потратит на увеличение доли в Alliance Rostec Auto B. V. Это СП Renault и «Ростех» создали в 2013 г., они внесли в СП принадлежащие им акции «АвтоВАЗа», около 20% продали партнерам владельцы Troika Dialog Investments Limited. В итоге Alliance Rostec Auto B. V. стало владельцем 74,51% капитала «АвтоВАЗа» (81,45% голосов). Планировалось, что Nissan купит долю в СП. Произошло это или нет - не ясно. На 30 сентября 2013 г. Renault владела 48,2% СП, «Ростех» - 36,36%. Выходит, на долю Renault пришлось 35,91% капитала «АвтоВАЗа». К середине 2014 г. доля Renault в СП должны вырасти до 50,1%, доля альянса Renault-Nissan будет 67,13%.

Актуальную структуру акционеров СП представители Renault и «Ростеха» не раскрыли.

Вчера на Московской бирже капитализация «АвтоВАЗа» составила 22,9 млрд руб., т. е. 35,91% стоили 8,2 млрд руб. (170 млн евро по текущему курсу). Но нужно учитывать, что Renault заходила в капитал «АвтоВАЗа» перед кризисом 2008-2009 гг., а самое главное - это была стратегическая сделка, подчеркивает Беспалов. Для Renault российский рынок - третий по величине после Франции и Бразилии (см. график); в 2013 г. ее продажи здесь выросли на 11%, доля увеличилась на 1,1 п. п. до 7,6%. Она лидирует среди иностранных брендов. И партнерство с «АвтоВАЗом» позволяет концерну использовать мощности группы в Тольятти и Ижевске для расширения производства (собственный завод Renault в Москве работает на полную мощность), а также повышать локализацию выпускаемых в России автомобилей за счет закупки у «АвтоВАЗа» узлов и компонентов, перечисляет Беспалов.