Продажи автомобилей в России продолжают падать, несмотря на программу утилизации

Продажи легковых автомобилей и LCV в сентябре упали на 20%, по данным АЕБ
Евгений Разумный/ Ведомости

В сентябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 20,1% до 197 233 шт., говорится в сообщении комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Июльское «дно», когда падение составило почти 26%, видимо, уже пройдено. Продажи новых автомобилей в сентябре продемонстрировали «очевидное улучшение по сравнению с августом» (-22,9%), комментирует данные председатель комитета Йорг Шрайбер (его слова приводятся в сообщении). По его словам, улучшение «отражает сезонный фактор окончания отпусков и усилия участников рынка по успешному завершению квартала». По итогам 9 месяцев рынок сократился на 13% до 1,77 млн автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (в январе - сентябре 2013 г. падение составило 7% к данному периоду 2012 г.).

Также на уменьшение падения продаж повлияли программы утилизации автомобилей, добавляет аналитик агентства «Автостат» Андрей Топтун. Их в сентябре запустили местные автопроизводители (включая иностранные автоконцерны, построившие в нашей стране автозаводы) при поддержке Минпромторга. При сдаче старой машины в утиль можно получить скидку на покупку новой машины от 50 000 (легковые) до 350 000 руб. (грузовики и автобусы). При использовании схемы «трейд-ин» скидка на 10 000-50 000 руб. меньше. Этими условиями могут воспользоваться как физические, так и юридические лица. Программы в основном действуют до конца года. При достижении планового показателя общих продаж, определенного Минпромторгом (170 000 автомобилей всех типов), компании, запустившие утилизационные программы, получат из бюджета субсидии на общую сумму 10 млрд руб. В министерстве не исключают, что на плановый показатель компании выйдут уже в начале декабря.

Гендиректор автодилера «Рольф» Татьяна Луковецкая другого мнения: «Результаты сентябрьских продаж - лучшее доказательство неэффективности полумер». Он уверена, что новых клиентов нужно привлекать не дисконтными программами, а облегчением финансовой нагрузки, потому что 2/3 населения не могут купить автомобиль из-за дорогих кредитов и падения уровня жизни. Выходом, на ее взгляд, могло бы стать восстановление программы льготного кредитования: подобная предыдущая программа принесла в бюджет 28,6 млрд руб. при потраченных на нее 8,6 млрд руб.

Эффект от утилизационных программ пока не проявился в полной мере - это произойдет в октябре, считает Владимир Беспалов из «ВТБ капитала». Однако продолжающееся ослабление рубля может привести к росту цен на автомобили или невозможности предоставления традиционных скидок в конце года, предупреждает Беспалов.

При набранных темпах падения рынка, без учета программы утилизации, снижение продаж легковых и легких коммерческих в 2014 г. могло бы составить 16-18% по сравнению с 2013 г., говорит руководитель группы по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в России EY Андрей Томышев. С учетом обсуждаемого общего эффекта программы в размере 170 000 автомобилей (включая легковые и грузовые), падение будет меньшим, но не менее 10% по сравнению с 2013 г., думает он.

По мнению Томышева, возможность предотвращения падения рынка в 2015 г. зависит от эффективности и объема дополнительных мер государственной поддержки. При отсутствии поддержки, в 2015 г. рынок скорее всего ожидало бы падение, а восстановление началось бы в 2016 г., прогнозирует он. "После начала восстановления темпы роста продаж могут составить около 5% в год, а среди факторов роста можно выделить замену существующего автопарка, средний возраст которого в России составляет около 12 лет, развитие транспортной инфраструктуры, а также рост уровня автомобилизации", - говорит эксперт.

АЕБ в оставшиеся месяцы 2014 г. ожидает «некоторого смягчения текущих негативных тенденций сбыта благодаря госмерам поддержки локального производства автомобилей», но не фундаментальных изменений рыночного тренда. По словам Шрайбера, годовой прогноз общероссийского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей сохранится на уровне 2,45 млн шт., т. е. упадет на 12% по сравнению с 2013 г. Такой же прогноз и у «ВТБ капитала». Оценки «Автостата» оптимистичнее: программа утилизации набирает обороты и окажет положительное влияние на продажи, что означает сокращение рынка по итогам 2014 г. на 10-11%.

Среди марок с крупными объемами продаж (свыше 1000 машин в месяц) в сентябре реализация выросла только у Lexus (на 34%, 1902 шт.) и Mercedes-Benz (на 2% легковые - 4336 шт., на 114% - легкие коммерческие автомобили, 1028 шт.). Land Rover сохранил результат прошлого сентября - 1766 единиц. Остальные марки продажи снизили.