Падение продаж автомобилей в России в октябре замедлилось вдвое

Падение продаж автомобилей в России в октябре резко замедлилось: покупатели не хотели ждать неизбежного повышения цен или пытались сохранить накопления
Е. Разумный/ Ведомости

В октябре 2014 г. в России было продано 211 365 легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) - на 9,9% меньше, чем в октябре 2013 г., сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Таким образом, падение продаж сильно замедлилось: в сентябре (к сентябрю 2013 г.) они сократились на 20,1% (см. график). Всего за 10 месяцев нынешнего года в России было продано 1,99 млн автомобилей - это на 12,7% меньше, чем за 10 месяцев 2013 г.

Продажи выросли у семи марок из числа вошедших в октябре в список 20 самых популярных, в том числе у Lada (+1%, по валовым продажам она лидер рынка); а самый быстрый рост (+75%) продемонстрировала другая российская марка - УАЗ. Сильнее всего продажи упали у BMW (на 39% по сравнению с октябрем 2013 г.), далее следуют Chevrolet (минус 37%) и Ford (минус 34%).

«Причиной относительного улучшения [ситуации на автомобильном рынке в октябре] стала комбинация эффекта от программы утилизации, поддержавшей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, что кратковременно повысило спрос на автомобили импортного производства», - приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей ассоциации Йорга Шрайбера.

Программы утилизации старых машин были запущены автопроизводителями в сентябре - октябре при поддержке Минпромторга (министерство выделит субсидии) и рассчитаны до конца ноября - декабря 2014 г. При сдаче машины в утиль клиент получает скидку на новый легковой автомобиль в размере 50 000 руб., а при сдаче в trade-in - 40 000 руб. У производителей коммерческих машин скидки по утилизационным программам доходят до 350 000 руб.

В октябре программы утилизации вышли на заявленные рабочие мощности по всем брендам, комментирует коммерческий директор группы компаний «Автомир» Виталий Грошенков. Изначально Минпромторг предполагал, что по программам утилизации до конца 2014 г. будет продано 170 000 автомобилей разных классов. Сейчас уже продано более 100 000 шт. и министерство изучает возможность увеличения господдержки автомобильного рынка в 2014 г. и продления программ утилизации в 2015 г. Решение может быть принято в конце ноября, говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров (цитата по «Прайму»).

С начала года рубль подешевел к доллару на 28,35%, к евро - на 21,72%. «Резкий рост продаж мы наблюдаем с октября, как раз с этого момента каждую неделю обновлялись рекорды валютного курса, - рассказывает гендиректор «ААА моторс» из Ростова-на-Дону Олег Ландин. - Похожая ситуация была весной». «Падение курса на 2-3 руб. в день напугало людей, и они пошли в автоцентры», - вторит ему директор по продажам санкт-петербургского автоцентра «Аврора» Михаил Геворков. «Те, кто откладывал покупки на конец 2014 г. или начало 2015 г., делают их сейчас, опасаясь роста цен», - соглашается гендиректор новосибирского «СЛК-моторс» Наталья Жданова. «В октябре у нас выросли продажи на 10% по отношению к прошлому году», - радуется гендиректор «Олимпа» из Санкт-Петербурга Евгений Войтенков.

«В ноябре динамика увеличится, - надеется Войтенков. - Мы продаем машины по ценам прошлого года, а курс рубля падает».

Продажи «Рольфа» (центры в Москве и Петербурге) в октябре выросли на 16,5%. О росте продаж говорит и гендиректор московской компании «Артекс» Елена Старикова. Коммерческий директор кемеровской группы «Сибинпэкс» Владимир Рыкунин ажиотажного спроса не заметил: «Ситуация улучшилась из-за программы утилизации, а не по какой-то другой причине». Еще один фактор поддержки рынка - традиционная для октября выдача корпоративных заказов, полагает руководитель марок Volkswagen и Jaguar Land Rover «Авто алеа» Дмитрий Иванов.

«Сейчас производителям удается сдерживать цены на автомобили, потому что до Нового года действуют старые кросс-курсы, установленные летом, - отмечает гендиректор автодилера «Рольф» Татьяна Луковецкая. - Но с 1 января из-за резкого подорожания доллара и евро цены будут увеличены».

Некоторые бренды уже меняют ценники. «Совсем недавно марка Jaguar Land Rover объявила о повышении цен - от 7 до 15% в зависимости от модели», - говорит директор одного из дилерских центров «Авилон автомобильная группа» Александр Савельев.

Покупка автомобилей, прежде всего иностранных, во время девальвации рубля - способ сохранения накоплений, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: в первый год эксплуатации машина дешевеет на 10-30%, но ожидаемое повышение цен в 2015 г. может это компенсировать. «Те, кто имел рублевые накопления, инвестируют в автомобили, потому что боятся дальнейшего ослабления рубля, те, у кого были валютные сбережения, инвестируют, боясь, что рубль окрепнет», - считает гендиректор «Атлант-М Лахта» из Петербурга Евгений Пекарский. В 2014 г., по оценке дилеров и экспертов, рынок упадет на 10-20%.