Specialized Tarmaс Pro Disc Race: Аппарат для пропаганды велоспорта

Tarmac доказывает, что от профессионального гоночного велосипеда могут получать удовольствие и любители
Даже будучи новичком, прокатившись на Tarmac 10 минут, уже мечтаешь о месте в элитной велосипедной команде Тинькова/ М. Стулов/ Ведомости

Specialized Tarmaс – имя в мире шоссейных велогонок легендарное. На велосипедах марки Specialized гоняются три из 17 топовых шоссейных велокоманд мира – Astana, Etixx-Quick Step и Tinkoff-Saxo. В этом году на велосипеде Specialized Tarmaс в версии S-Works Альберто Контадор из Tinkoff-Saxo выиграл многодневки Giro d'Italia и Route du Sud - la Dépêche du Midi, его партнер по команде Петер Саган – Tour of California и стал лучшим спринтером Tour de France, а Михаил Квятковский из Etixx-Quick Step победил на Amstel Gold Race. На нашем тесте оказался Specialized Tarmaс в версии на ступень ниже – Pro Disc Race – с карбоновыми рамой и вилкой, групсетом Shimano Ultegra и гидравлическими дисковыми тормозами Shimano 785.

Раду Модырка

Программист
Рост 182 см
Ездит на велосипеде Trek 6000 и электрогибриде Eltreco Ultra GL

Аппарат для пропаганды велоспорта

Сервисмены, передавая легендарный велосипед, извинились: "Велосипед чуть убитый, – только что принимал участие в триатлоне". На вид тестовый Tarmac, конечно, потрепанный жизнью, но как он едет! Только я на него сел, и тут же сросся с ним –суперлегкий, тихий, удобный – фантастические ощущения. Я понял, что этот агрегат создали, чтобы пропагандировать велосипеды не как средство передвижения, а именно как спортивное увлечение. Даже будучи новичком, прокатившись на нем 10 минут, уже мечтаешь о месте в элитной велосипедной команде Тинькова. Я физически ощущал, как энергия целиком превращается в движение – воздушное, отточенное. Все это достигается не без помощи 22-и скоростного групсета Shimano Ultegra. Ну и модные дисковые, гидравлические тормоза, которые добрались-таки до шоссейных велосипедов, сильно добавляют уверенности в городском потоке. Они довольно мягкие, как клещевые, но чуть придавишь, и они cхватывают точно и крепко, как и следует дисковым тормозам. Умудрился разогнаться до 56 км/час на Дмитровском шоссе. С такими темпами, боюсь, скоро надо будет ограничивать скорость велосипедистов по городу. Коленки задрожали, но не в велосипеде дело: Tarmac жесткий, но тем не менее на асфальте вибрации как-то гасятся и мелкие неровности не бьют по мозгам.

В велосипеде понравилось все – от шин до седла. Про седло – отдельно. Нет внешнего зажима подседельного штыря – он внутри, интегрирован в раму. В связи с этим надо быть внимательным при вытаскивании штыря. В сервисе, я заметил, велосипед для этого перевернули. Говорят, тяжело потом вытащить, если выпадет в раму. Еще на стенде висел один клиентский: хозяин уверял, что зажим свалился внутрь, а бедные мастера никак не могли его найти. Решили отвезти на рентген, чтобы доказать, что внутри ничего нет.

Недостаток у Tarmac один (про цену молчу): невозможно заставить себя медленно крутить педали – хочется мчаться, мчаться и мчаться. Сейчас я уверен: на работу можно и нужно ездить на шоссейнике!

Сергей Смирнов

Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surley Ogre, самосборе на раме "Старт-Шоссе", самосборе Specialized Globe Vienna

Разрешенные противоречия

Specialized Tarmaс Pro Disc Race соткан (в буквальном смысле – углепластиковые здесь даже втулки) из успешно разрешенных технических противоречий: легкая и при этом прочная рама, жесткий в гору – комфортный на спуске, легкие колеса – дисковые тормоза. Но главное – как этого смогли добиться, не понимаю, – Tarmac настоящий профессиональный гоночный велосипед, на котором (и за который) не страшно в городе.

Аппарат вселяет такую уверенность, что я едва на этом не погорел: несколько раз чуть не спрыгнул по привычке с бордюра. Не исключаю, что это издевательство тонкие слики на карбоновых аэродинамических ободах тоже вынесли бы, но рисковать велосипедом ценой в автомобиль не ради призовых секунд, мягко говоря, неправильно. В его тонком седле удивительным образом чувствуешь себя комфортно, – как на обычном гибриде, – с поправкой на скоростные и динамические качества. Три оборота педалей – и скорость уже 30 км/ч, короткий спурт – и 45.

Уверенности добавляют дисковые тормоза - специальная модификация Shimano XT – вещь до недавних пор на шоссейнике немыслимая. Это пока дорого, но преимущества того стоят. Чувствительность, модуляция, мощность – превосходны. Настоящие гонщики, едущие горный этап, наверняка оценят теплоотводы на тормозных колодках и то, что можно больше не бояться протертых ободов и взорвавшихся от перегрева покрышек.

Отдельный пункт – внешний вид. Выглядит Tarmac чисто, стильно и круто: если с чем-то его сравнивать, то со стелс-истребителем F-35. Проблема одна: я не гонщик, и полностью оценить, не то чтобы раскрыть, потенциал этого велосипеда неспособен. Перефразируя расхожую американскую шутку, In America, you test Tarmac. In Russia, Tarmac (шоссе) tests you.

Борис Басс

Системный администратор
Рост 179 см
Ездит на велосипедах Pinarello FPTeam и Cannondale Trail SL 3

Если не боишься машин

Для каждой дороги – свой велосипед. И, безусловно, для асфальта – это шоссейник. Tarmaс лаконичен, ничего лишнего, – таким и должен быть классный спортивный велосипед.

Поехали домой с коллегой по Дмитровскому шоссе, – там есть, где разогнаться. Он на моём Pinarello, а я на Tarmaс. Накануне я ездил на горном велосипеде и разница была особенно впечатляющей: наконец-то велосипед вёз меня, а не я его. Динамика разгона и маневрирование в потоке – прекрасны: наконец-то не было кросс-кантрийного широкого руля, а с шоссейным “бараном” с лёгкостью можно было залезать в узкие щели между автомобилями.

Применение дисковых тормозов на шоссейных велосипедах в гонках по прежнему запрещено Международным союзом велосипедистов (UCI). Но предложение диктует спрос, поэтому в последние годы в продаже стали появляться и шоссейники с дисковыми тормозами – хотя выглядят они по-прежнему экзотикой. Разница в работе дисковых тормозов по сравнению с классическими клещевыми, безусловно, есть, но сказать, что она большая, я не могу. Нужно больше времени, чтобы испытать их в разных режимах и главное – при экстренном торможении.

Утром на работу я выехал пораньше, – не терпелось выкатить Tarmaс, который, как я теперь понимаю, достался мне на очень маленький срок. Путь мой проходит через перепаханный ныне проспект Мира. Сразу при выезде на него слетела цепь с передней звезды, но рядом оказался карман: я быстро устранил неисправность и покатил дальше. Тоннель напротив ВДНХ, на выезде из него меня подрезал BMW, затем эстакада, и тут… прокол заднего колеса! Горю моему не было предела: я планировал оставшиеся километров семь с удовольствием провести в седле прекрасного велосипеда, но пришлось вести его “в поводу”. Tarmaс весит меньше 8 кг, поэтому не могу сказать, что я хоть сколько нибудь утомился, пока докатил его до работы, держа велосипед за перо заднего колеса, чтобы не убить резину.

Даже несмотря на то, что из-за прокола я провел с Tarmaс не так много времени, велосипед мне понравился. Если не боишься ездить в потоке машин по Москве, Tarmaс – прекрасный выбор.

Александр Губский

Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R

Не пони, а скаковая лошадь

К счастью, тестовый Tarmaс оказался в исполнении Pro Disc Race. Потому что с моим уровнем велоподготовки взгромоздиться в седло топовой версии Tarmaс S-Works, на котором Альберто Контадор выиграл Giro d'Italia, а Петер Саган стал лучшим спринтером Tour de France, было бы верхом наглости и самонадеяности.

Впрочем, это вопрос мироощущения, а встала еще и чисто практическая проблема: какой именно дорогой мне добираться на этом профессиональном гоночном велосипеде до работы? Пункт 24.2 Правил дорожного движения определяет, что допускается движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части. Из моих 25 км от дома до работы большая часть приходится по бульварам и набережным, меньшая – по проезжей части, но пара-тройка километров – все-таки по тротуарам, как раз там, где «отсутствует возможность» безопасно двигаться по правому краю проезжей части – у наших водителей напрочь отсутствует рефлекс смотреть в правое зеркало, когда они движутся в правом ряду. И, как это ни кощунственно прозвучит, несколько километров на Tarmaс мне пришлось проехать по тротуарам – без риска для немногочисленных пешеходов и без ущерба для велосипеда: чтобы обеспечить это, мне приходилось притормаживать перед малейшими препятствиями и помехами – как следствие, этот этап пути на Tarmaс оказался самым медленным в моей практике на всех велосипедах. Что неудивительно, ведь Tarmaс рожден не пони, а скаковой лошадью – ему нужен простор.

Ну а потом была пустынная набережная Москвы-реки (чувство полета на 7-килограммовом велосипеде невозможно передать, его нужно испытать), выложенный брусчаткой Васильевский спуск (так вот что ощущают участники знаменитой велогонки Париж-Рубэ, 50 км которой проходят по булыжникам), Большая Дмитровка с идеальным покрытием (возможно, самая дружелюбная для велосипедистов улица Москвы)… Но даже на просторе я подсознательно перестраховывался, управляя незнакомым дорогим и хрупким аппаратом. Как следствие, максимальная скорость на Tarmaс составила у меня жалкие для гоночного велосипеда 39,2 км/ч (даже на MTB я разгонялся на этом маршруте до 42 км/ч).

В автомобильном мире есть такая поговорка: «70% водителей интересуют первые 30% возможностей автомобиля». Имеется ввиду, что подавляющему большинству водителей не важно, как ведет себя их автомобиль «в пределе» – им нужно всего лишь комфортно и безопасно доехать из пункта А в пункт Б. Очевидно, что я не выжал из Tarmaс даже и 30% его потенциала. В первой половине пути, притормаживая и объезжая очередную выбоину в асфальте, я сказал себе: “Больше на шоссейнике на работу не поеду”. Но потом “вкатился” и, остановив Tarmaс перед входом в редакцию, уже понимал: “Конечно поеду. Уже в пятницу”.

Технические характеристики Specialized Tarmaс Pro Disc Race
Рама Specialized FACT 10r карбон, высокомодульная углеткань, внутренняя проводка
Вилка Specialized FACT карбон
Рулевая колонка 1-1/8", картриджный подшипник, углепластиковые кольца"
Вынос Specialized Pro SL, алюминий
Руль Specialized Expert, алюминий, глубина 123 мм, охват 75 мм
Обмотка Specialized Classic, гелевая
Передний / задний томоз Shimano 785, дисковый гидравлический, тормозные колодки Ice Tech с теплоотводом, диск 140мм
Передний переключатель Shimano Ultegra, braze-on
Задний переключатель Shimano Ultegra, 11-скоростной
Манетки Shimano 685
Кассета Shimano Ultegra, Shimano Ultegra, 11-28 зубьев
Цепь Shimano Ultegra
Шатуны Specialized Pro, FACT карбон, каретка OSBB, 52/36 зубьев
Обода Roval Rapide CL 40 SCS под дисковый тормоз
Покрышки (передние/задние) Specialized Turbo Pro, 127TPI, 700x25c
Седло Body Geometry Toupe Expert Gel, рамка полая титановая, 143 мм
Подседельный штырь S-Works FACT карбон, 20 мм offset, диаметр 27,2 мм
Розничная цена 363 830 рублей