Государство поможет с доставкой машин за рубеж

Чиновники готовы субсидировать до 80% затрат на транспортировку автомобилей до пограничных регионов
Если документ будет принят, автопроизводители могут получать из бюджета субсидии на покрытие 100% расходов по доведению продукции автопрома до международных стандартов/ Д. Абрамов/ Ведомости

Российские автопроизводители, имеющие соглашения о промышленной сборке, смогут получать бюджетные субсидии для компенсации расходов по транспортировке и сертификации автомобилей, предназначенных для зарубежных рынков. Это следует из проекта постановления, разработанного Минпромторгом и размещенного на сайте regulation.gov.ru.

Если документ будет принят, автопроизводители могут получать из бюджета субсидии на покрытие 100% расходов по доведению продукции автопрома до международных стандартов (адаптация, испытания, сертификация). При транспортировке машин и компонентов до пограничных регионов сухопутным путем (железной и автомобильной дорогой, своим ходом) предполагается компенсировать 60% фактически понесенных затрат, 80% – при наличии сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 (подтверждает страну происхождения, предполагая максимальный набор производственных операций, обычно используется для льготных поставок продукции в страны СНГ. – «Ведомости»). При транспортировке морем предполагается 50%-ная компенсация. В случае с морской доставкой это актуально, например, для калининградского «Автотора», замечает сотрудник одного из автоконцернов (представитель «Автотора» на вопросы не ответил). Об этом просила и группа ГАЗ.

Утвержденной на программу общей суммы на все не хватит, сожалеют сотрудники двух автоконцернов. Предполагалось, что всего на поддержку экспорта автомобилей в 2016 г. будет выделено 5 млрд руб., но в январе 2016 г. сумма была сокращена до 3,3 млрд руб. Она же фигурирует и в проекте нового постановления. Для сравнения: эта цифра сопоставима с экспортными расходами «АвтоВАЗа» и меньше, чем у группы ГАЗ, говорят люди, близкие к данным компаниям.

Группа «АвтоВАЗ» (автозаводы в Тольятти и Ижевске), по словам ее представителя, поддерживает любые меры господдержки. В 2015 г. из-за сокращения спроса в Казахстане экспорт автомобилей Lada рухнул примерно на 40% до 30 000 автомобилей, а в 2016 г. предприятие собирается выйти на прежний уровень – 50 000 шт., говорил директор Ижевского автозавода Михаил Рябов. Машины в основном доставляются по железной дороге.

Представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (Санкт-Петербург, выпускает Hyundai и Kia) не раскрыл планы по экспорту на 2016 г., лишь пояснил, что морским транспортом автомобили поставляются в страны Ближнего Востока, автовозами – в страны СНГ. «Мы считаем важным определение такого размера компенсации, который будет соответствовать фактически понесенным затратам на транспортировку каждого автомобиля, который был реально экспортирован, – говорит он. – При этом мы считаем целесообразной компенсацию расходов до места назначения товара, а не только до границы». При введении новых правил важно соблюдать равные возможности для всех российских автопроизводителей, подчеркивает он.

В условиях продолжающегося сокращения автомобильного рынка в России важно в принципе запустить новую госпрограмму, замечает сотрудник одного из автоконцернов. Нужно ли менять условия – станет понятно по итогам года, после обкатки нового инструмента, считает он.

Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.