Группа ГАЗ и Volkswagen продлили соглашение о контрактной сборке до 2025 года

Среди новых проектов – закупка немецких двигателей для «Газелей» и, возможно, узлов для грузовой техники группы ГАЗ
Сейчас конвейер в Нижнем Новгороде, выпускающий автомобили группы Volkswagen, недозагружен/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Контракт с группой ГАЗ на выпуск легковых автомобилей группы Volkswagen в Нижнем Новгороде продлен до 2025 г. Соответствующее соглашение партнеры подписали 15 июня.

Предыдущий контракт с ГАЗом заканчивался в 2019 г., пояснял в апрельском интервью «Ведомостям» гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович. Сейчас ГАЗ по заказу немецкого автоконцерна выпускает легковые автомобили Skoda Yeti, Skoda Octavia и Volkswagen Jetta. Совместные инвестиции партнеров в оборудование и инфраструктуру составили 300 млн евро. Проектная мощность этого производства – 132 000 автомобилей в год, но из-за сократившегося российского рынка конвейер недозагружен. В 2016 г. для немецкого автоконцерна было выпущено 37 000 машин.

Как изменится модельный ряд в рамках нового соглашения, стороны не раскрывают. Озегович говорил, что помимо прочего рассматривается возможность выпуска в Нижнем Новгороде кроссовера Skoda Kodiaq – производство может начаться в 2018 г.

Компании также договорились о поставках из Германии начиная примерно с середины 2018 г. 2-литровых дизельных двигателей экологического класса «Евро-6» для легких коммерческих автомобилей семейства «Газель Next» – это необходимо в том числе для экспорта. Всего за пять лет группа ГАЗ хочет приобрести 200 000 моторов. Условия контракта не раскрываются. Председатель правления корпорации «Русские машины» Зигфрид Вольф лишь отметил «Ведомостям», что цена «очень конкурентоспособная».

Группа ГАЗ может приобретать и другие узлы и компоненты у группы Volkswagen для коммерческих автомобилей. Конкретных планов пока нет – подписано соглашение о намерениях с подразделением Volkswagen Truck & Bus, компании рассмотрят возможности стратегического партнерства. Член правления Volkswagen AG, гендиректор группы Volkswagen Truck & Bus Андреас Реншлер сказал «Ведомостям», что возможны различные проекты, вплоть до контрактного выпуска среднетоннажных грузовиков, но основное рассматриваемое направление – это поставки узлов (двигателей, трансмиссий, кабин и проч.) для грузовиков группы ГАЗ и дальнейшая адаптация этих систем. Речи об их локализации в России сейчас нет, добавил он.

Планы Volkswagen

Немецкий производитель планирует увеличить долю экспорта произведенной в России продукции с 10% в 2016 г. до более 20% в 2017 г., сообщил Маркус Озегович. За 10 лет Volkswagen произвел в России 1,25 млн автомобилей, при этом локализация модели Volkswagen Polo превысила 75%.

Интерес немецкого автоконцерна Реншлер объясняет успешным опытом сотрудничества с группой ГАЗ, ее лидерством на российском рынке LCV и автобусов, но пока недостаточно сильными позициями в сегменте грузовиков, а также планами группы ГАЗ по развитию экспорта. Интерес группы ГАЗ к такому сотрудничеству Вольф тоже связывает с желанием усилить позиции за рубежом и в России, а также с глобальной тенденцией унификаций платформ.

У группы ГАЗ и группы Volks-wagen уже есть опыт сотрудничества в сегменте коммерческого транспорта: для выпуска автобусов используются шасси и двигатели Scania (с 2004 г. было выпущено 1590 таких автобусов) и моторы MAN (5450 шт.).

«Наша цель – стать глобальным чемпионом в индустрии грузовиков. Это касается и прибыльности, и инноваций для клиентов, и глобального присутствия. И мы увидели, что ГАЗ может стать частью этого глобального чемпиона», – подчеркивает Реншлер.

У немецкого автоконцерна долгосрочная стратегия в отношении России, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Контрактная сборка автомобилей на мощностях ГАЗа позволяет группе Volkswagen выполнять одно из условий соглашения о промсборке (о создании мощностей в России), развивать модельный ряд с меньшими затратами, плюс сложившееся партнерство теперь позволяет диверсифицировать бизнес-модель за счет поставок компонентов, отмечает он. Это выгодно и группе ГАЗ, продолжает эксперт: контрактная сборка хоть и низкомаржинальна, но гарантированно прибыльна, а закупки немецких компонентов позволяют ГАЗу расширить линейку машин для охвата большего числа клиентов, прежде всего за рубежом.