Сентябрь оказался для автопроизводителей лучшим месяцем по продажам с 2015 года

АЕБ повысила прогноз рынка на этот год до 1,58 млн машин
Всплеск сентябрьских продаж связан в том числе с окончанием отпусков и повышением цен на некоторые марки с 1 октября / Андрей Гордеев/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли за январь – сентябрь на 10,6% до 1,13 млн шт., отчитался комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

В сентябре 2017 г. продажи выросли на 17,9% год к году и на 11,7% месяц к месяцу до 148 371 автомобиля. Прошедший месяц по продажам оказался лучшим с начала кризиса: последний раз больше было продано только в декабре 2014 г. – 270 653 машины, следует из статистики (подробнее см. график).

«Сентябрь доказал, что является еще одним месяцем на пути восстановления российского рынка», – цитируется в сообщении председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По его словам, квартальные продажи с июля по сентябрь выросли на существенные 17,7% год к году и достигли показателей 2015 г.

Всплеск продаж обусловлен несколькими факторами, считает заместитель председателя правления ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев: это эффект низкой базы сентября 2016 г., окончание сезона отпусков, а также объявление о повышении цен с 1 октября рядом автопроизводителей (например, Kia и Skoda). Также продажи растут благодаря отложенному спросу, программам господдержки и выгодным кредитным предложениям, добавляет директор локации «Рольф центра» Артем Юсупов.

АЕБ повысила прогноз продаж новых машин на 2017 г. на 6,8%: рынок по итогам года вырастет на 10,8% год к году до 1,58 млн автомобилей. На рынке царит настроение, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы, уверен Шрайбер. В случае отсутствия явных негативных факторов (резкий скачок курса доллара, макроэкономические потрясения) такой прогноз вполне осуществим, полагает Зиновьев.

Продажи почти всех 10 самых популярных марок в сентябре показали рост: Lada (24%), Kia (40%), Hyundai (12%), Renault (22%), Volkswagen (15%), Nissan (1%), Skoda (20%), GAZ (3%), Ford (33%), и только продажи Toyota упали (-10%).

Рост – результат оживления потребительского спроса, господдержки и успешной стратегии продаж Kia, говорит представитель марки. Компания рассчитывает на высокие результаты и в IV квартале из-за сезонного роста спроса в сегментах кроссоверов и внедорожников, где у Kia пять моделей (Soul, Sportage, Sorento, Sorento Prime и Mohave).

Сейчас рынок показывает рост в более низком ценовом сегменте, а Toyota – это скорее премиальный сегмент, отмечает представитель марки: цель автопроизводителя – сохранить продажи на уровне 2016 г. В ближайшее время Toyota представит в России несколько внедорожных новинок, уточнил представитель марки, которые, по его мнению, будут позитивно восприняты рынком.

Продажи в премиум-классе отстают от массового сегмента, поскольку люксовые автомобили не попадают под действие программ господдержки, которые эффективно стимулируют продажи в массовом сегменте, отмечает Юсупов. Согласно статистике, в сентябре упали продажи у Mercedes-Benz (-1%), Audi (-3%), Land Rover (-12%), Porsche (-17%) и выросли у BMW (16%), Lexus (4%) и Infiniti (14%). Большое влияние на премиальный рынок оказывает массовый сегмент, который получает хорошую господдержку, особенно для автомобилей российской сборки, считает председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович: многие дилеры заложили пессимистический прогноз по продаже премиальных марок на 2017 г. и идут согласно бюджетам. Однако к концу года ожидается оживление потребительского спроса в связи с новогодними скидками, добавляет он.