Рынок автомобилей в России в апреле сократился

Но Lada продолжает увеличивать продажи
Лидер российского рынка «АвтоВАЗ» в апреле увеличил продажи Lada на 5% / Андрей Гордеев / Ведомости

Легковых и легких коммерческих автомобилей в России в апреле продано 148 296 – это на 2,7% меньше, чем в апреле 2018 г., сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) 13 мая.

Рынок стагнирует: в марте он вырос, в феврале – снизился, и это было первое снижение за два года беспрерывного роста продаж. За четыре месяца 2019 г. продано 539 946 машин, это на 1% меньше, чем за четыре месяца 2018 г., сообщает АЕБ.

В апреле продажи снова шли не так, чтобы рассчитывать на высокие прошлогодние результаты, цитирует АЕБ председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера: «Ясно, что рынок не в той форме, которую мы наблюдали всего лишь 12 месяцев назад, когда демонстрировался последовательный двузначный рост».

Предпосылок к росту в апреле и не было, считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев: «Цены на автомобили выросли [с начала года в среднем на 5% из-за инфляции и роста НДС], улучшений в экономике не видно, соответственно, нет роста потребительской уверенности».

Лидер российского рынка – «АвтоВАЗ» (контролируется Renault) – в апреле увеличил продажи Lada на 5% в годовом сопоставлении, продано 32 316 машин. Самым продаваемым семейством марки снова стала бюджетная Granta – она вытеснила с первой позиции более дорогую Vesta. По сравнению с апрелем 2018 г. продажи Granta подскочили почти на 70%, а Vesta – на 30,1%. «Сравнивать [продажи Granta] с прошлым годом некорректно, так как сегодня на рынке представлено новое семейство Lada Granta», – замечает представитель «АвтоВАЗа». Продажи новой Granta начались осенью 2018 г. Главное отличие – фирменный дизайн передней части капота в Х-стиле. Семейство расширилось до четырех кузовов – к седану и лифтбэку (они были у прежней Granta) добавились универсал и хетчбэк – от снятой с производства Kalina. Впрочем, даже с учетом прошлогодних продаж Kalina продажи Granta в апреле 2019 г. выросли больше, чем Vesta, – на 33%. Сказалась усиленная маркетинговая поддержка Granta, комментирует топ-менеджер одной из дилерских компаний Lada, а в целом марке помогли госпрограммы льготного автокредитования, которые были возобновлены в марте. Предельная цена автомобилей снизилась с 1,45 млн до 1 млн руб., что оказалось на руку «АвтоВАЗу», работающему в бюджетном сегменте, указывает дилер. «АвтоВАЗ» стал бенефициаром этих программ, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Эти программы помогли и продажам других бюджетных машин, выпускаемых в России, включая корейские марки, добавляет он. Продажи Kia, занимающей второе место на рынке, составили 19 819 автомобилей, или на 1,2% больше, чем в апреле 2018 г. У Hyundai, входящей в топ-3 рынка, продажи упали, но на уровне рынка – на 3% до 15 379 шт.

Несмотря на резкое падение продаж (минус 23%), в апреле в десятку самых популярных марок вошел Ford. В начале апреля Ford Sollers объявил распродажу – после того как стало известно о реструктуризации бизнеса совместного предприятия. Партнеры в марте 2019 г. заявили, что до конца июня прекратят в России выпуск легковых автомобилей и закроют два автомобильных завода и один моторный.

Топ-10 покинули Nissan (минус 55%) и Mitsubishi (плюс 2%). Представитель Nissan объяснил падение продаж в апреле уходом с рынка одной из массовых моделей Nissan – седана Almera, а также производственным циклом и поставками в дилерские центры обновленного кроссовера Qashqai (самая продаваемая модель марки в России. – «Ведомости»). «Поставки обновленного автомобиля постепенно набирают обороты, что должно позитивно сказаться на продажах в последующие месяцы», – надеется он. Продажи другого бренда группы – бюджетного Datsun – в апреле выросли на 74% до 1452 шт. Рост спроса связан с «привлекательными предложениями условий покупки», включая госпрограммы, поясняет представитель Nissan.

В 2018 г. рынок вырос на 12,8% до 1,8 млн шт. В 2019 г., по прогнозу АЕБ, рынок вырастет на 3,6%. Удалов ожидает сохранения продаж на уровне 2018 г. или их падения до 5%. По его мнению, в перспективе продажи «АвтоВАЗа» и других производителей бюджетных автомобилей будут чувствовать себя лучше рынка. Сейчас люди стараются экономить, поясняет он. Спросу на недорогие машины будет способствовать господдержка и обновление модельного ряда, добавляет эксперт. В ближайшие полгода дилерская компания «Авилон», по словам ее представителя, прогнозирует колебания авторынка в диапазоне от минус 10% до роста в 5%. Прогноз Мосеева близок к АЕБ – рост рынка в 2019 г. на 3,5%. Он надеется, что во второй половине года государство вернет массовые программы поддержки спроса на автомобили. Возобновленные в марте госпрограммы льготного автокредитования не оказывают большого влияния на рынок, замечает Мосеев. В них, в отличие от ранее действовавшего «классического» льготного автокредитования, могут участвовать лишь отдельные категории населения, а максимально допустимая цена автомобилей, имеющих право участвовать в программах, ниже средней стоимости машин на рынке, объясняет он.

Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.