Продажи автомобилей с пробегом в январе – сентябре упали на 10%

Спросом пользуются в основном машины стоимостью до 2 млн рублей
Предпосылок для существенного оборота на вторичном рынке пока не прослеживается/ Евгений Разумный / Ведомости

Продажи легковых автомобилей с пробегом в России по итогам первых трех кварталов 2022 г. снизились почти на 10% до 3,94 млн машин. Об этом говорится в обзоре «Автостат инфо» на основе данных о регистрациях транспортных средств, который есть у «Ведомостей». В январе – сентябре этого года было продано на 420 192 машины меньше, чем годом ранее.

Большую часть вторичного рынка составили иномарки. Их было продано 2,79 млн единиц, спад продаж составил 10%. Отечественных б/у машин продано 1,15 млн шт., снижение рынка было меньше, лишь на 8%. «АвтоВАЗ» сохраняет за собой четверть рынка, или почти 1 млн проданных машин за девять месяцев. В сентябре на продукцию бренда пришлось 24% продаж во вторичном сегменте.

Общие продажи в сентябре снизились на 16% в годовом выражении, или на 95 277 автомобилей, следует из данных «Автостат инфо». Всего в прошлом месяце была продана 511 541 легковая машина с пробегом. Иномарки в сентябре также продавались хуже рынка, снижение составило 18% до 140 720 машин. Отечественные бренды продавались более чем в 2 раза лучше: была реализована 370 821 машина (-15%).

Для сравнения: в июне 2022 г. в России было продано 433 598 легковых машин с пробегом, что на 24% меньше по сравнению с июнем 2021 г. Но снижение рынка по итогам первого полугодия было меньше, чем за три квартала. Оно тогда составило 8% до 2,39 млн автомобилей. Это связано с относительно благополучным началом года на рынке: в январе – марте было продано 1,2 млн легковых машин (+9%).

За 2021 г. продажи легковых машин с пробегом выросли, по данным «Автостата», на 8% до 5,95 млн единиц.

Вторичные регистрации легких коммерческих автомобилей (LCV) по итогам девяти месяцев показали символический рост в 1,5%. Всего было продано 321 586 единиц техники. Помогли продажи российских брендов, они выросли почти на 3% за отчетный период до 186 823 шт. Иномарки закончили три квартала с нулевой динамикой, продажи – 134 763 шт.

Но в сентябре уже зафиксировано падение продаж в сегменте на 13% год к году до 38 607 единиц, следует из обзора. Рынок российских LCV составил 22 020 шт. (-10%), иностранных – 16 587 (-17%). На долю коммерческих машин группы ГАЗ (лидер сегмента) приходилось 43% сентябрьских продаж (44% за девять месяцев).

Крупнейший автодилер России «Рольф» столкнулся с «небольшим снижением» во вторичном сегменте в сентябре – на 1% по сравнению с августом, сказал «Ведомостям» представитель компании. С начала года дилер продал 54 900 машин с пробегом, сохраняет планы по реализации 77 000 подержанных автомобилей в 2022 г. Собеседник также отметил оживление трафика в салонах в минувшие выходные и большую долю кредитных сделок.

С сентября ощущается снижение трафика и клиентской активности, отмечает руководитель направления продаж автомобилей с пробегом «Автомира» Юрий Савичев. По его словам, после 20 сентября (21-го числа была объявлена частичная мобилизация. – «Ведомости») трафик по автомобилям с пробегом упал еще на 30%.

В ценовом сегменте до 2 млн руб. автомобили продолжают продаваться в отличие от более дорогих машин, отмечает Савичев. До конца года «Автомир» сосредоточится на приеме, выкупе и продаже автомобилей массовых брендов в этом сегменте, резюмировал он.

С 21 сентября клиентский интерес снизился на 40%, наибольшее падение – в сегменте дороже 3 млн руб., говорит директор «Авилон. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков. Он соглашается с Савичевым в том, что определенный спрос сохраняется только на автомобили стоимостью до 2 млн руб. «Делать какие-либо прогнозы по итогам года или даже на ближайшие месяцы невозможно, ситуация меняется постоянно», – отмечает топ-менеджер. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов ранее говорил «Ведомостям», что, скорее всего, рынок подержанных автомобилей в 2022 г. снизится на 10%.

Предпосылок для существенного оборота на вторичном рынке пока не прослеживается, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. По его оценке, ситуация до конца года не будет улучшаться, поскольку те, кто хотел, машины уже купили, а остальные (за исключением случаев крайней необходимости) будут ждать нормализации цен и предложения на рынке. Предложение на первичном рынке остается сильно ограниченным и дорогим, в связи с чем на вторичном ценовая обстановка выглядит не очень привлекательно, отмечает Беспалов.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и LCV в России по итогам сентября и девяти месяцев 2022 г. снизились одинаково – на 60% до 46 698 и 506 661 шт. соответственно.