Автозавод Hyundai в Петербурге скоро купит российский инвестор

На актив претендуют калининградский «Автотор» и структуры автодилера «Авилон»
Евгений Разумный / Ведомости

Простаивающий автозавод Hyundai Motor Manufacturing Rus (HMMR) в Санкт-Петербурге в ближайшее время приобретет местный инвестор, покупкой интересовалась одна российская компания. Об этом 25 сентября рассказал вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров на выставке «Иннопром. Казахстан». Его слова передал «Интерфакс».

Название покупателя Мантуров не раскрыл. По его словам, для южнокорейского концерна будет предусмотрен двухлетний опцион на обратный выкуп актива. Окончательное решение о продаже будет принято в ближайшее время, добавил вице-премьер.

Руководство Калининградской области летом предложило рассмотреть возможность освоения «Автотором» производственных активов Hyundai в Санкт-Петербурге. Такое письмо власти региона в июле направляли на имя президента Владимира Путина, который поручил Мантурову изучить эту инициативу, писал «Интерфакс».

В письме сообщалось, что «Автотор» сможет в короткий срок перезапустить производство на площадке в Петербурге, модернизирует завод и локализует выпуск двигателей внутреннего сгорания нового поколения, а также гибридных автомобилей, в том числе на газомоторном топливе. При принятии решения в пользу калининградского холдинга компании потребуется увеличить инвестпрограмму до 70 млрд руб., говорил собеседник агентства. Текущий заявленный объем вложений «Автотора» в развитие производства в рамках специнвестконтракта составляет 32 млрд руб.

Источник «Ведомостей», знакомый с планами компании, подтверждает намерения «Автотора» приобрести завод Hyundai. От дальнейших комментариев он отказался. Кроме этого в августе ряд СМИ, включая «Коммерсантъ», писали об интересе структуры автодилерского холдинга «Авилон» к активам южнокорейской компании в России.

«Авилон» с одобрения правкомиссии по иноинвестициям в мае этого года уже купил за 125 млн евро активы немецкого концерна Volkswagen в России, включая завод мощностью 225 000 автомобилей в год в Калужской области. Предполагалось, что холдинг привлечет производственного партнера из КНР для продолжения выпуска автотехники на этой площадке. Но пока о перезапуске производства на ней не сообщалось.

«Ведомости» направили вопросы в Минпромторг. Представители «Автотора», «Авилона» и Hyundai от комментариев отказались.

Завод Hyundai остановил работу в марте 2022 г. из-за СВО и последовавших сложностей с логистикой компонентов. До этого южнокорейский концерн был одним из самых массовых производителей машин на российском рынке. В 2021 г. с конвейера предприятия в Петербурге сошло 234 000 автомобилей, из них по 71 000 – модели Solaris и Creta. Остальной объем пришелся на Kia Rio. В конце 2021 г. выпускаемые на заводе HMMR машины стали комплектовать и двигателями локальной сборки. Чистая прибыль предприятия в 2021 г. составила 11,2 млрд руб., но уже в 2022 г. оно получило убыток в размере 18,8 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса».

В конце прошлого года HMMR начал штамповать детали, сваривать и окрашивать кузова для Hyundai Solaris для последующей отправки их на сборочное предприятие корейского концерна в Казахстане для сборки машин там. «Ведомости» писали об этом 28 декабря.

По-хорошему этот завод не нужен ни одному из обозначенных инвесторов, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. «Авилон» до сих пор не может перезапустить площадку Volkswagen в Калуге, а у «Автотора» даже калининградские мощности не загружены полностью китайскими моделями, поясняет эксперт. «Экономической целесообразности в покупке завода Hyundai без технической поддержки корейской компании ни для одного из них сейчас нет», – подчеркнул он.

«Автотор» выглядит более реалистичным кандидатом для совершения этой сделки, считает автоэксперт Владимир Беспалов. По его словам, у калининградского холдинга есть опыт взаимодействия с Hyundai (автомобили этой марки также выпускались на «Автоторе» до СВО. – «Ведомости») и логистически для него этот актив будет удобен в эксплуатации. Тем не менее многое будет зависеть от финансовых условий продажи завода, подчеркивает эксперт.