Маркетплейсы начинают торговать автомобилями

Но покупать машины не глядя пока готовы только «исключительные люди», признают продавцы
Евгений Разумный / Ведомости

Интернет-ритейлер Ozon запустил продажу автомобилей. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель самой компании. На данный момент такая услуга доступна лишь в Москве и Подмосковье, но в Ozon уверяют, что список городов со временем вырастет. Пока на маркетплейсе доступны лишь автомобили от компании ООО «Деливери кар», онлайн-дилера китайского бренда Chery. В дальнейшем Ozon планирует сотрудничать и с другими игроками рынка, говорит представитель компании.

Ozon в 2020 г. уже пытался запустить на своей площадке категорию «Автомобили», но тогда покупатель мог на маркетплейсе лишь забронировать товар, оплачивать его надо было у дилера в салоне. Теперь же машина полностью оплачивается онлайн, а договор купли-продажи подписывается при доставке, объясняет представитель интернет-ритейлера. Он уточняет, что предоставлять кредиты на покупку автомобилей через свой банк Ozon не планирует. Продавцом выступает «Деливери кар», все гарантийные обязательства и сервисное обслуживание лежат на дилере, уточняет представитель Ozon.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты скептически оценивают перспективы продаж автомобилей через маркетплейсы. Президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин говорит, что при продаже такой продукции онлайн покупатель не сможет задать технические вопросы консультанту, что снижает качество обслуживания. И сами автодилеры предпочитают офлайн-общение с покупателями, говорит директор по цифровой трансформации ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Олег Кузнецов: при посещении автосалона клиент с большей охотой приобретает дополнительные услуги и оборудование для автомобиля.

С другой стороны, категория «Автомобили в наличии» составляет лишь часть продаж автосалонов, рассуждает партнер компании Cross Insights Борис Овчинников. И если в онлайне выбор будет больше, чем в обычном салоне, то теоретически это может быть интересно покупателям. Однако если маркетплейсы будут предлагать только машины в базовой комплектации и без опций покупки в кредит, трейдинга и проч., потенциал всего проекта сильно снизится, отмечает Овчинников. Не ждут быстрой отдачи, похоже, и сами продавцы. По крайней мере, заместитель директора АО «Чери автомобили рус» (российский филиал бренда Chery) Антон Ганжа признает, что пока к приобретению автомобилей по такой схеме «готовы лишь исключительные люди». Но с развитием технологий и со временем их будет все больше и больше, уверен он.

Намерены ли начать торговлей автомобилями другие маркетплейсы и сервисы, пока не известно. Представитель Wildberries заявил, что ритейлер сейчас сфокусирован на развитии сегмента автотоваров. В «Яндекс.Маркете» и «Авито» не ответили на запрос.