Продажи новых легковых машин в 2024 году могут вырасти на 25%

Но для этого нужно сохранить поддержку спроса со стороны государства
Андрей Гордеев / Ведомости

Рынок новых легковых автомобилей в России в 2024 г. может составить от 900 000 до 1,48 млн машин. Такой прогноз представил «Ведомостям» исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

В агентстве просчитали три сценария развития отрасли на будущий год. В пессимистичном сценарии продажи снизятся относительно прогнозных значений 2023 г. на 9% до 900 000 машин. В базовом (наиболее реалистичном) варианте рынок прирастет на 24% до 1,3 млн шт. При реализации оптимистичного сценария, по словам Удалова, рост сегмента составит 36% до 1,48 млн транспортных средств.

За 10 месяцев этого года продажи новых легковых автомобилей составили 829 548 шт., что на 60% больше, чем за тот же период прошлого года, сообщал ранее «Автостат» со ссылкой на данные компании ППК (система электронных ПТС). Базовый прогноз «Автостата» на 2023 г. предполагает реализацию 1,045 млн новых легковых автомобилей в стране.

Основным фактором, который окажет влияние на рынок в 2024 г., будет наличие или отсутствие платежеспособного спроса со стороны населения, говорит аналитик. Сыграют свою роль также развитие событий на геополитической арене и господдержка автопрома, поскольку она направлена на наиболее массовый сегмент автотехники, объясняет он. Например, продолжение программы льготного лизинга позволит перезапустить обновление корпоративных автопарков, которое во второй половине 2023 г. встало на паузу из-за роста ключевой ставки ЦБ (в октябре поднята до 15%). Доля юрлиц в продажах легковых машин составляет около 20%, уточняет Удалов.

Правительство в ходе работы над бюджетом на очередную трехлетку (2024–2026 гг.) решило увеличить объем финансирования госпрограмм поддержки спроса на автотехнику в 1,6 раза по сравнению с заложенными исходно значениями до 113 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 15 ноября). Это позволит дополнительно продать более 445 000 отечественных автомобилей, говорил тогда представитель Минпромторга.

Согласно базовому сценарию прогноза Национального агентства промышленной информации (НАПИ), продажи легковых автомобилей в России в 2024 г. составят 1,12 млн шт. Это на 12% больше по сравнению с ожиданиями на текущий год. По оптимистичному сценарию продажи в будущем году достигнут 1,24 млн машин (+22%), по пессимистичному – 1,03 млн шт. (+4%).

Все три сценария НАПИ предполагают сохранение, а в пессимистичном варианте и ужесточение санкций против России. Также предполагается сохранение нестабильной макроэкономической ситуации в стране, рост ВВП в диапазоне 1,1–1,8% и инфляция на уровне 4,5–6,5%.

Базовый вариант развития рынка предполагает, что «АвтоВАЗ» сможет выполнить заявленный план производства в 2024 г. (около 500 000 автомобилей) на 86%, а доля китайских брендов сократится незначительно. На октябрь 2023 г. китайские машины в сегменте продаж новых автомобилей занимали 54%, следует из данных «Автостата». Также базовый прогноз НАПИ учитывает, что столичный автозавод «Москвич» сможет продать в следующем году 26 000 машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), или 65% от производственного плана.

При этом продажи электрокаров, включая «Москвич 3е» и модели Evolute хоть и вырастут, но доля их останется небольшой. Это связано с их низкой конкурентоспособностью по отношению к машинам с ДВС, высокими ценами на сами электромобили и на их обслуживание, а также неготовностью многих сервисов принимать такие транспортные средства в ремонт из-за отсутствия компетенций, перечисляет НАПИ.

Агентство предполагает, что параллельный импорт автомобилей в 2024 г. продолжится, но ввозить новые иномарки без разрешения правообладателя станет сложнее, чем в 2023 г., из-за повышения утильсбора и ужесточения правил ввоза автомобилей физлицами. Транспортные средства, ввезенные в страну по параллельному импорту в этом году, заняли до трети объема предложения по новым легковым машинам в салонах автодилеров («Ведомости» писали об этом 28 ноября).

Оценки перспектив российского авторынка со стороны производителей разнятся. «АвтоВАЗ» ожидает роста продаж легковых машин на уровне 15% до 1,15 млн шт., что ближе к базовому прогнозу НАПИ. Один из лидеров китайского автопрома в России – компания Geely – прогнозирует рост рынка на 28% до 1,3 млн шт. Это близко к базовому варианту прогноза «Автостата». Свои оценки концерны представили 22 ноября на Российско-китайском автопромышленном форуме, писал «Коммерсантъ».

Представитель Минпромторга отказался от комментариев, в ассоциации «Российские автодилеры» и «АСМ-холдинге» сказали, что представят свои прогнозы позднее.

Автоэксперт Владимир Беспалов прогнозирует увеличение продаж новых легковых машин на уровне 11% в следующем году до 1,17 млн единиц. По его словам, потенциальная емкость рынка выше этого значения и находится на уровне 1,5 млн шт. в год, но высокие цены на автотехнику и отсутствие предпосылок для их снижения сдерживают продажи.

По данным «Автостата», средневзвешенная цена (с учетом доли рынка) новой легковой машины в России по итогам трех кварталов 2023 г. составила 2,89 млн руб., что на 22% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.