Продажи новых легковых автомобилей в 2023 году выросли на 62%

В наступившем году рынок может увеличиться еще на четверть
Максим Стулов / Ведомости

В России в прошедшем году было продано 1,06 млн новых легковых автомобилей, говорится в опубликованных Минпромторгом данных АО «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК; совместное предприятие «Автостата» и системы электронных ПТС). Такой итоговый результат дает рост рынка на 62% по сравнению с 2022 г.

Самой продаваемой легковой машиной в 2023 г. была Lada Granta: было реализовано 191 074 автомобиля, что составляет 18% рынка. На 2-м месте с большим отрывом оказался китайский Haval Jolion – 48 980 штук (5% сегмента новых легковушек). 3-е место – у Lada Niva (46 850 штук), 4-е – у Lada Vesta (41 296 машин) и на 5-м месте – китайская Chery Tiggo 7 Pro Max (40 992). На каждую из последних трех моделей в прошлом году приходилось по 4% рынка. Все лидеры продаж, кроме Chery Tiggo, выпускаются в России.

В сегменте легкой коммерческой автотехники рост в прошлом году составил 35%, продажи достигли 104 968 единиц, следует из данных ППК. Продукция группы ГАЗ заняла более 50% этого сегмента, или 53 952 штуки. Еще 18% – у УАЗа, который реализовал 19 273 автомобиля.

Самый существенный рост в 2023 г. отмечается в сегменте грузовых автомобилей: продажи составили 140 204 машины, что в 1,7 раза больше, чем за 2022 г. Из этого количества 28 237 машин (пятая часть рынка) приходится на «Камаз», что в целом сопоставимо с результатами компании за прошлый год. На 2-м месте и далее следуют китайские марки: Sitrak (23 811 единиц), Shacman (19 983 машины) и FAW (12 565 штук). Самым популярным грузовиком в минувшем году впервые стал китайский тягач Sitrak C7H, было продано 19 684 машины этой модели.

Рост в сегменте автобусов был куда более скромным и составил 19% до 17 792 единиц. Самым популярным автобусом в прошлом году стал ПАЗ Vector Next, который занял 13% рынка с продажами 2235 экземпляров.

Совокупно за 2023 г. в стране было реализовано 1,32 млн единиц автотехники против 823 695 единиц в 2022 г., говорится в данных ППК. Почти половина всех проданных в минувшем году автомобилей была выпущена в России.

Результат 2023 г. в части продаж легковых машин оказался несколько выше базового прогноза «Автостата», который предполагал рост рынка до 1,05 млн штук, но ниже оптимистичного, по которому предполагалось достижение отметки в 1,09 млн проданных автомобилей.

В 2024 г. рынок составит от 900 000 до 1,48 млн легковых автомобилей, следует из обнародованного в декабре прогноза агентства. Базовый сценарий предполагает рост рынка примерно на четверть относительно значений 2023 г. до 1,3 млн машин. Реализация такого прогноза будет зависеть от наличия платежеспособного спроса со стороны населения и государственной поддержки продаж, отмечал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Правительство в ходе работы над бюджетом на очередную трехлетку (2024–2026 гг.) решило увеличить объем финансирования госпрограмм поддержки спроса на автотехнику в 1,6 раза по сравнению с заложенными исходно значениями до 113 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 15 ноября 2023 г.). Это позволит дополнительно продать более 445 000 отечественных автомобилей, говорил тогда представитель Минпромторга.

Рост продаж в 2023 г. во многом обусловлен сверхнизкой базой 2022 г., отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

В феврале 2022 г. началась спецоперация на Украине, и затем из-за ухода иностранных автоконцернов с российского рынка и трудностей с компонентами у национальных производителей продажи легковых машин откатились к уровню середины 1990-х гг. и составили немногим более 626 000 машин. При этом доля китайских легковых автомобилей на отечественном рынке к концу 2023 г. за счет импорта выросла почти вдвое в годовом выражении – до 58%, следует из данных «Автостата». Доля российских марок, наоборот, снизилась с 43 до 33%.