"Транснефть" предлагает три тарифа для ВСТО: $34, $42 и $48 за тонну

«Транснефть» предлагает ввести три ставки тарифа для Восточного нефтепровода – от $34 до $48 за 1 т. С такой ценой остальные маршруты компании могут подорожать на 20–35%, опасаются эксперты

ВСТО

Строящийся нефтепровод. Первая очередь – труба на 2694 км до Амурской области (мощность – 30 млн т) с ответвлением на Китай (мощность – 15 млн т, запуск – в 2011 г.) и строительство нефтепорта Козьмино. Вторая очередь – 2100 км до побережья с расширением мощности до 80 млн т.

Транснефть» предлагает разделить нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) на три тарифные зоны, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-секретаря компании Игоря Демина: восточную (от Талакана), западную (от Ванкора) и центральную (от месторождений юга Красноярского края). Тарифы за прокачку нефти с месторождений этих зон будут разными – $34, $48 и $42 за 1 т соответственно, сказал Демин.

Предложение передано в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), сказал он. Представитель службы подтвердил, что предложения получены: «Речь идет об установлении тарифа для ВСТО в зависимости от точки входа в трубу, пока оно обсуждается».

Пуск первой очереди ВСТО – от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородино (Амурская обл.) – мощностью 30 млн т намечен на декабрь. Оттуда нефть по железной дороге пойдет до приморского порта Козьмино. «Транснефть» должна была представить расчеты по сквозному тарифу для ВСТО, в котором уже учтены затраты на перевозку по железной дороге, отмечает чиновник ФСТ. Демин на вопросы «Ведомостей» отвечать не стал. Представитель РЖД вчера вечером от комментариев отказался.

Если названные тарифы учитывают перевозку до Козьмино, то ставки для нефтяников приемлемы, считает аналитик «Солида» Денис Борисов: с учетом потенциальной премии восточносибирской нефти к цене Urals (до $3 за барр.) доходность поставок почти не будет отличаться от экспорта в западном направлении. А нулевая ставка НДПИ и экспортной пошлины позволит нефтяникам окупить капвложения, отмечает он.

Представители «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-BP своими расчетами делиться отказались. Сотрудник ТНК-BP отметил, что его компания предложенной ставкой довольна (нефть с Верхнечонского месторождения ТНК-BP входит в ВСТО в той же точке, что и Талакан).

А эксперты опасаются, что после индексации тарифов на действующих направлениях качать в восточном направлении может оказаться выгоднее, чем на запад. «Транснефть» направила в ФСТ предложения по увеличению тарифной выручки в 2010 г. на 30%. Тогда с учетом заявленных тарифов на ВСТО средний рост тарифов на действующих маршрутах может составить около 27%, подсчитал Борисов. А Алексей Кокин из «Метрополя» называет цифру до 35%. Но такого чиновники не допустят, уверен он: министр энергетики Сергей Шматко уже дал понять, что «Транснефть» должна финансировать стройки не только за счет тарифа, но и за счет господдержки.