"Сухой суперджет" подвели моторы

Поставка регионального самолета Sukhoi Superjet (SSJ) опять переносится – в лучшем случае «Аэрофлот» получит первый лайнер в I квартале 2010 г.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС; 75% у АХК «Сухой», 25% у итальянской Alenia) срывает новый срок поставки «Аэрофлоту» первого SSJ. «Не поставим [до конца года]», – признался вчера гендиректор «Сухого» Михаил Погосян (цитата по Reuters). Сейчас официальный срок начала поставок – декабрь 2009 г. К этому моменту проект опаздывает на год: изначально в эксплуатацию самолет планировалось запустить еще в прошлом ноябре. Каким будет новый дедлайн для SSJ, не известно. Дата поставки лайнера в будущем году уточняется – она зависит от сроков реализации программы сертификации, сообщил представитель компании.

Sukhoi Superjet 100

Региональный самолет. Вместимость – 75 и 95 кресел. Каталожная цена – $26–30 млн.

Главная проблема – в двигателях, знает сотрудник АХК «Сухой». Сейчас моторами оснащены три из четырех самолетов, необходимых для испытаний, ждет их и первый серийный лайнер в цехе окончательной сборки, рассказывает он. Поставка двух двигателей для комплектации опытного самолета намечена на конец декабря, а для серийного лайнера – на февраль – март 2010 г., уточняет инженер одного из российских КБ, участвующих в проекте.

Двигатель SaM-146 для SSJ собирает НПО «Сатурн» (входит в «Оборонпром») совместно с французской компанией Snecma. По текущим планам сертификация двигателя для SSJ состоится в начале 2010 г., сказал «Ведомостям» гендиректор НПО Илья Федоров. По его словам, во вторник «Сатурн», Snecma и ГСС приняли комплексный план мер (технических, финансовых и проч.) по завершению сертификации и разворачиванию серийного производства этого двигателя. Федоров признает, что сертификация мотора задерживается, но это неизбежно при создании любого нового типа техники такой сложности: «Главное – уже ясно, что мотор состоялся, и задача сейчас состоит в том, чтобы завершить его сертификацию и начать производство».

Все предварительные испытания двигателя, такие как тяжелый град, боковой ветер и проч., пройдены успешно, говорит представитель ОДК (управляет «Сатурном»). Теперь вместе с французскими партнерами предстоит процесс их официального подтверждения на том или ином образце двигателя. Проблем с финансированием проекта нет, отмечает собеседник «Ведомостей». В рамках допэмиссии в пользу «Оборонпрома» «Сатурн» получает 5,2 млрд руб., которые идут на программу SaM-146. Уточнить возможные сроки сертификации и вопрос о штрафных санкциях представитель ОДК отказался. О штрафах речи пока не идет, говорит представитель ГСС.

Есть «объективные технические трудности», так как предприятие первым из российских и советских двигателистов проводит сертификацию по международным стандартам, добавляет сотрудник «Сатурна»: изначально были взяты завышенные обязательства, которые не прошли проверку временем.

Сейчас на SSJ заключено 122 твердых контракта. Однако 15 из них приходится на банкрота «Красноярские авиалинии» и они фактически не считаются, объясняет сотрудник АХК «Сухой». Стартовый заказчик – «Аэрофлот» не получал официального уведомления о переносе сроков поставки SSJ, сообщил источник в авиакомпании (ее представитель от комментариев отказался). Примерно в то же время должны были начаться и поставки лайнеров армянской «Армавиа». Получить комментарии ее представителей не удалось.