"Транснефть" урезала вторую очередь БТС

«Транснефть» решила сократить на 15% протяженность и на 24% мощность строящегося нефтепровода БТС-2. Возможно, монополия рассчитывает разделить часть бремени с «Сургутнефтегазом», переложив на него финансирование отвода от БТС-2 на Киришский НПЗ
В.Баранов

В этом году «Транснефть» приступила к строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) и в июне объявила о «торжественной сварке первого стыка» на нефтепроводе в Брянской области. Распоряжение правительства о строительстве этой трубы мощностью «до 50 млн т» нефти в год (из них до 30 млн т – на первом этапе, который должен быть завершен в III квартале 2012 г.) премьер Владимир Путин подписал в ноябре 2008 г. Такие же параметры проекта с тех пор указывала в официальных документах и «Транснефть».

БТС-2

Проект трубопровода. Идея строительства БТС-2 появилась в начале 2007 г., когда из-за разногласий с Белоруссией по поводу тарифов «Транснефти» пришлось временно прекратить экспорт нефти в Европу по «Дружбе». На 1 октября 2009 г. построено около 180 км нефтепровода.

Но в опубликованном компанией в пятницу отчете за III квартал 2009 г. по РСБУ пропускная способность БТС-2 оказалась меньше – всего 38 млн т (с выделением первого этапа мощностью 30 млн т). Появились и другие различия: длина трубопровода сократилась на 15% до 998 км (вместо указываемых ранее 1170 км), а количество нефтеперекачивающих станций, которые должны быть построены в рамках проекта, снизилось с семи до шести.

Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин общаться с «Ведомостями» отказался. А представитель премьера Дмитрий Песков заявил, что правительство не принимало никаких решений об изменении параметров БТС-2. О том, что они не менялись, говорит и представитель Минэнерго.

Российские нефтяные компании не испытывают дефицита в экспортных мощностях. «Для загрузки БТС-2 в эту трубу придется перенаправить часть объемов из «Дружбы», а это никогда не нравилось нашим соседям в Восточной и Центральной Европе», – напоминает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Уменьшение мощности нового трубопровода могло бы стать «реверансом» в их сторону, думает он.

Но, скорее всего, дело все же не в этом: разница в протяженности и мощности БТС-2 в точности совпадает с параметрами отвода от этого трубопровода, который должен быть построен на Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза». Длина трубы до Киришей – 172 км, а пропускная способность – 12 млн т, указано на сайте «Транснефти» в описании проекта БТС-2. За вычетом этого отрезка как раз и получается 998 км и 38 млн т, о которых теперь говорит «Транснефть».

Скорее всего, «Транснефти» просто разрешили переложить затраты по строительству отвода до Киришского НПЗ на «Сургутнефтегаз», думает Нестеров. То, что «Транснефть» не горит желанием строить его своими силами, выяснилось буквально через несколько дней после выхода распоряжения правительства. Тогда близкий к компании источник говорил «Интерфаксу», что «Сургутнефтегаз» вполне может сам и спроектировать, и профинансировать этот участок трубы – по аналогии со строительством нефтепровода от своего Талаканского месторождения до ВСТО (от Талакана до ВСТО «Сургут» тянул около 40 км трубы). В распоряжении, подписанном Путиным, говорилось, что схема финансирования ответвления на Киришский НПЗ должна быть согласована с «Транснефтью». Но официально о таком согласовании никогда не сообщалось.

Представитель Минэнерго не говорит, есть ли решение, кто будет строить отвод – «Транснефть» или «Сургутнефтегаз». Смета БТС-2 предварительно оценивалась в 120–130 млрд руб. Цена вопроса с отводом на Кириши может составлять 12–19 млрд руб., говорит аналитик «Метрополя» Алексей Кокин. Неудивительно, что «Транснефть», и так уже ведущая многомиллиардные стройки, не хочет брать на себя дополнительные затраты. Он не исключает, что строительство отвода на Кириши вообще может быть перенесено на неопределенный срок: ведь сейчас мощности Киришского НПЗ загружены, а когда «Сургут» завершит многолетний проект «Кириши-2» по расширению мощностей завода – неизвестно.