Российский авторынок может поехать вверх

Оптимистичный сценарий предполагает 15%-ный рост.
Д.Гришкин

Российский автомобильный рынок по итогам 2009 г. сократился с учетом продаж подержанных иномарок на 56% до 1,402 млн штук в натуральном выражении и на 61% до 26,8 млрд руб. в денежном, подсчитал партнер PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут (данные, в отличие от статистики Ассоциации европейского бизнеса, не учитывают легкие грузовики). В денежном выражении падение было больше, потому что около четверти всех проданных в 2009 г. – стоки 2008 г., которые производители и дилеры продавали с большими скидками, чтобы освободить склады, объясняет эксперт.

Сильнее всего пострадали продажи японских марок – виноват высокий курс иены, державшийся в течение всего года. Например, продажи Toyota Group сократились на 63%.

Больше всего в России упали продажи в Свердловской, Тюменской, Ростовской, Самарской и Челябинской областях, Башкирии и Пермском крае – там снижение доходило до 60%.

Оптимистичный сценарий Рута на этот год предполагает 15%-ный рост российского рынка – до 1,6 млн автомобилей, пессимистичный – снижение продаж на 5% до 1,3 млн штук. Оптимистичный сценарий АЕБ предполагает, что в этом году удастся продать 1,5 млн автомобилей (с учетом легкого коммерческого транспорта) – т. е. на 2,7% больше, чем в 2009 г. АЕБ ожидает, что рост может начаться во второй половине года.

Доля продаж в кредит может вырасти с 15% в 2009 г. до 22% при оптимистичном сценарии (с учетом курса в 28 руб. за $1) или только до 16% – при пессимистичном сценарии (курс доллара - 29,5 руб.). Восстановления же рынка до докризисного уровня – 2,8 млн автомобилей, – возможно, придется подождать пять лет. А докризисный объем ввоза подержанных иномарок, вероятно, не восстановится уже никогда, считает Рут.