Статья опубликована в № 2536 от 03.02.2010 под заголовком: Добавка для «Аэрофлота»

"Ростехнологии" поменяют разрозненную авиасеть на долю в "Аэрофлоте"

«Российские технологии» отказались от создания собственной авиакомпании. Вместо этого госкорпорация передаст все свои активы «Аэрофлоту» и станет акционером крупнейшего авиаперевозчика России

Передать «Аэрофлоту» шесть авиакомпаний, предназначенных для «Ростехнологий», – ФГУПы ГТК «Россия», «Кавминводы», «Оренбургские авиалинии», а также «Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы» – решил вчера премьер-министр Владимир Путин по итогам беседы с министром транспорта Игорем Левитиным.

В нынешнем году ФГУПы будут акционированы, после этого все шесть компаний будут переданы «Аэрофлоту» в управление, а затем объединены с ним, описал схему Левитин. В результате сделки доля «Аэрофлота» на рынке внутренних перевозок вырастет с нынешних 15% до 30–35%, добавил он. «Я с вашим предложением согласен. Приступайте к работе», – ответил премьер (цитата с сайта правительства).

Взамен «Ростехнологии» получат долю в «Аэрофлоте». Недавно совет директоров перевозчика одобрил выкуп компанией 25,8% ее акций у НРК Александра Лебедева примерно за $400 млн. «Ростехнологии» претендуют на весь этот пакет, говорит источник в госкорпорации. «Аэрофлот» готов отдать 10%, парирует менеджер авиакомпании.

О сделке говорить еще рано, считает сотрудник «Аэрофлота»: уйдет немало времени на то, чтобы разобраться в делах шести перевозчиков – их финансовом состоянии, маршрутной сети, парке и проч. Самое тяжелое положение – у ГТК «Россия»: чистый убыток в 2009 г. составлял более 3 млрд руб., в этом – ожидается в 1,5 млрд руб., рассказывает сотрудник «Аэрофлота». Правда, правительство предоставило «России» субсидию на 3,9 млрд руб.

Ключевые активы для «Аэрофлота» – это ГТК и «Владивостокавиа», считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Подготовка сделки займет около двух лет, полагает она. Без поглощений «Аэрофлоту» не увеличить долю на рынке, констатирует она.

Госкомпания давно мечтает об экспансии, но за последние 10 лет совершила лишь две покупки. Просьбы «Аэрофлота» отдать ему дальневосточные авиакомпании в обмен на увеличение доли государства были отвергнуты. В 2008 г. десяток государственных авиакомпаний (в том числе и входившие в «Эйрюнион») были отданы «Ростехнологиям». Госкорпорация обещала создать на их базе конкурента «Аэрофлоту» и даже покушалась на святая святых флагмана российских авиаперевозок – роялти.

«Ростехнологии» могли создать авиакомпанию – у них были неплохие активы, мощный административный ресурс, не хватало лишь «менеджера с горящими глазами», считает гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Проблема авиаактивов «Ростехнологий» – разношерстный парк и разрозненная маршрутная сеть, отмечает Рыбак: госкорпорация не раз заявляла, что займется оптимизацией флота и направлений, но так этого и не сделала. Оптимальный вариант для «Аэрофлота» – сгруппировать активы в несколько специализированных «дочек»: чартерная – на базе «Оренавиа», региональная – на базе ГТК «Россия» и проч., считает эксперт, так, к примеру, развивалась Lufthansa. По его мнению, существующие региональные «дочки» «Аэрофлота» – «Дон авиа» и «Норд авиа» тоже должны быть интегрированы в эту систему. Что касается долгов передаваемых компаний, то перевозчик должен сделать все, чтобы не брать их на себя, говорит Сахнова. «Аэрофлот» недавно заявлял, что с учетом кредита на выкуп акций у Лебедева ($300–400 млн) его долговая нагрузка становится предельной: соотношение долг/прибыль может превысить 4,5 (при норме в 4). Сахнова не исключает, что «Аэрофлот» будет избавляться от ненужных активов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать