"АвтоВАЗ" ненадолго вернулся к прибыльности

Впервые с начала кризиса «АвтоВАЗ» получил прибыль, заработав во II квартале 1 млрд руб. Но по итогам года компании не удастся выбраться из убытков, считают аналитики
А. Махонин

О том, что «АвтоВАЗ» закончил II квартал с прибылью по РСБУ в 1 млрд руб., президент компании Игорь Комаров рассказал премьеру Владимиру Путину. Основной причиной роста прибыли стало действие программы утилизации, благодаря которой продажи «АвтоВАЗа» во II квартале выросли вдвое по сравнению с началом года, отметил Комаров. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса во II квартале в России было продано 149 142 Lada – на 108,2% больше, чем кварталом ранее, но лишь на 63,6% больше, чем во II квартале 2009 г.

Это первая прибыль «АвтоВАЗа» с начала кризиса. В 2007 г. компания получила 3,95 млрд руб. прибыли по РСБУ, в 2008 г. ее убыток составил 6,7 млрд руб., а в 2009 г. он достиг рекордных 38,5 млрд руб. Убыток по МСФО был даже больше – 24,7 млрд руб. в 2008 г. и 49,2 млрд руб. в 2009 г. Убыток по МСФО был выше из-за обесценения активов и убытков дочерних компаний, рассказывал ранее исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Олег Лобанов.

Из-за удачного старта программы утилизации и общего восстановления рынка «АвтоВАЗ» по итогам года должен был получить положительный денежный поток, говорил весной Комаров. По бизнес-плану в 2010 г. завод собирался продать 446 000 автомобилей, его выручка должна была составить 110 млрд руб., а показатель EBIT – 500 млн руб. Однако после того как Путин в начале июня объявил о выделении на программу утилизации дополнительных 10 млрд руб. вдобавок к первоначальным 10 млрд руб., планы были скорректированы: прогноз продаж Lada вырос до 583 000 автомобилей, в том числе 541 000 машин предполагалось продать внутри России.

План по выручке и прибыли на 2010 г. представитель «АвтоВАЗа» не раскрыл. Выручка завода в 2010 г. должна составить 181,6 млрд руб., однако компания все равно получит 10,6 млрд руб. убытка, прогнозирует «Ренессанс капитал». Оценка «Атона» оптимистичнее: хотя размер выручки вырастет лишь до 140,8 млрд руб., убыток составит 4,7 млрд руб. Получить прибыль помешают расходы на обслуживание долга, считает аналитик «Атона» Юлий Матевосов: во II квартале они были ниже благодаря реструктуризации долга в мае, вот и получилась прибыль. Но теперь компании придется занимать на инвестпрограмму по достаточно высокой ставке, отмечает эксперт. Только у Сбербанка и ВТБ завод займет 24 млрд руб.

На «АвтоВАЗ» приходится около 75% продаж всех автомобилей по программе утилизации. Всего в 2010 г. по ней будет продано около 230 000 машин, говорил директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов. То есть на долю Lada должно прийтись около 172 000 шт. Но прекращение действия программы утилизации вряд ли сильно скажется на продажах компании, ведь только 20–30% автомобилей, продаваемых по таким программам, являются прибавкой к общему результату, отмечает партнер Boston Consulting Group Эвальд Крайд.