Самолеты освобождают от импортных пошлин

Сбылась мечта российских авиаторов. Казахстан и Белоруссия уговорили Россию отменить импортные пошлины на самолеты за исключением аналогов SSJ-100, Ан-148 и МС-21. Это позволит авиакомпаниям сэкономить сотни миллионов долларов
М.Стулов

Зато сильно выиграют от отмены пошлин отечественные авиакомпании, говорит Пантелеев. «Решение комиссии Таможенного союза открывает перед российскими авиаперевозчиками новые широкие возможности», – передала «Ведомостям» через пресс-службу гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова. К примеру, под нулевые пошлины попадут некоторые модификации популярных в России самолетов Airbus-320 и Boeing-737. Только у «Аэрофлота» законтрактованы на ближайшие годы два А319-100 (116 кресел) и 14 А320-200 (140 кресел). Если сделки заключались по каталожным ценам, авиакомпания сэкономит около $250 млн, подсчитал Пантелеев.

Решение об обнулении таможенных пошлин на самолеты было принято комиссией Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана 16 июля, говорится на ее сайте. Оно вступает в силу 19 августа. Исключение составят авиалайнеры вместимостью 50–111 и 160–219 кресел. Пока мера временная и распространяется только на лизинговые схемы. Нулевая ставка будет действовать для самолетов, ввозимых на срок до конца 2018 г. по контрактам, заключенным до 2014 г. Но не позднее июля 2013 г. стороны рассмотрят вопрос о продлении сроков действия нулевых ставок.

До сих пор нулевые пошлины действовали только на самолеты вместимостью до 50 кресел и на дальнемагистральные лайнеры (от 300 кресел). За ввоз других судов приходилось платить 20%-ную пошлину. Российские авиаперевозчики просили отменить пошлины уже несколько лет, но правительство на уступки не шло, опасаясь за судьбу авиапрома.

Ситуацию изменило создание единого таможенного пространства с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран своего авиапрома нет, поэтому и пошлины были нулевыми. Впрочем, итоговое решение все же учитывает интересы отечественного авиапрома, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Под тарифной защитой останутся отечественные SSJ-100 (95 кресел) и МС-21 (150–230) и российско-украинский Ан-148 (68–99 кресел). Интересы ОАК при принятии решения по обнулению пошлин были учтены, корпорация не пострадает, соглашается ее представитель.

Отмена пошлин может стать стимулом для авиакомпаний к обновлению флота, говорит Пантелеев. Не исключает он и того, что авиаторы пересмотрят планы по развитию флота с учетом решения Таможенного союза. «Атлант-союз» уже раздумывает над этим, признался представитель компании. А вот «Аэрофлот» делать этого не планирует, сказал представитель компании.