Объединенная авиастроительная корпорация выдаст "Иркуту" $500 млн

ОАК пытается превратить завод «Иркут», производящий сейчас лишь военную технику, в многопрофильное производство. Через несколько лет предприятие начнет производство пассажирского самолета МС-21

Чтобы новый продукт стал успешным, он должен быть дешевле аналогов на 15–20%, рассказывал Федоров «Ведомостям». Пока каталожная цена МС-21 – $60 млн, ниже иностранных аналогов (B737 – $58,5–81 млн, A320/321 – $81,4–95,5 млн). По словам Федорова, точка окупаемости проекта – 200 самолетов, а бизнес-план построен исходя из продажи 1000 лайнеров. Первый твердый контракт – на поставку 50 МС-21 – «Иркут» заключил этим летом с малайзийской Crecom (сумма – $3 млрд). Также есть соглашения с «Ильюшин финанс» на 28 МС-21 (плюс опцион на 22), c «ВЭБ-лизингом» – на 15 (еще на столько же опцион), c авиакомпанией Nordwind – на три (опцион на два); достигнута договоренность на поставку еще пяти МС-21 с компанией, название которой не раскрывается. Следующим заказчиком 50 МС-21 могут стать «Ростехнологии». Соглашение о намерениях планируется подписать в середине месяца, сообщил гендиректор корпорации Сергей Чемезов, передал «Интерфакс». Эксплуатировать их, скорее всего, будет «Аэрофлот».

«Иркут»

авиастроительный холдинг. Акционеры: ОАК (80,9%), АКХ «Сухой» (11,89%), в свободном обращении – 7,21% акций. Капитализация (ММВБ) – 8,86 млрд руб. выручка (МСФО, 2009 г.) – $1,31 млрд, Чистый убыток – $19,39 млн.

Владелец «Иркута» – Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует до 2014 г. вложить $500 млн в создание производства самолетов МС-21 на базе иркутского авиазавода, передал «Интерфакс» со ссылкой на президента корпорации Алексея Федорова. Средства прежде всего пойдут на закупку нового оборудования, уточнил Федоров «Ведомостям». Из каких источников будут взяты $500 млн, он не сказал.

«Иркут» – наиболее благополучное предприятие ОАК, а МС-21 – самый амбициозный проект российского гражданского авиапрома. Ранее ОАК не называла производителя новинки. Хотя предполагалось, что производить МС-21 будет иркутский завод, говорит представитель компании.

ОАК планирует вывести МС-21 на рынок к 2016 г. Самолет должен будет конкурировать со среднемагистральными Boeing 737 и Airbus 320/321. Проект финансируется за счет государства (примерно 70 млрд руб. из ФЦП «Гражданская авиация» до 2015 г.) и кредитов, сообщил представитель ОАК, львиная доля, конечно, приходится на бюджет.

Сделать из «Иркута» многопрофильное производство – давняя мечта Федорова, еще с тех времен, когда он руководил заводом, рассказывает сотрудник ОАК. Но пока там кроме истребителей Су-30 выпускаются только Як-130 для Алжира и производятся простые комплектующие для А320. Производство самолетов-амфибий Бе-200 перенесено в Таганрог, а проект по выпуску комплектующих для конвертации пассажирских самолетов A320 в грузовые откладывается второй год. «Иркут» хочет подстраховаться, потому что сегменты и военной, и гражданской авиации нестабильны, указывает гендиректор Infomost Борис Рыбак: главная проблема в технологиях и кадрах, «Иркуту» надо «перескочить» через 20 непродуктивных лет.