Владислав Филев: авиация – красивый sexy-бизнес, но без сверхприбыли

Если вы хотите зарабатывать много денег – покупайте акции «Макдоналдс», считает совладелец и гендиректор группы компаний S7.
Е.Стецко

Авиакомпании группы компаний S7 «Сибирь» и "Глобус" – полноправные члены глобального авиационного альянса Oneworld. По мнению Филева, это событие случилось как нельзя кстати.

– Почему тогда предпочтение отдаете Альфа-банку [в нем заложен контрольный пакет «Сибири»]?

– За предыдущие десять лет мировая авиация получила получила большие убытки. Но жизнь, как волна: раз мы были внизу, значит, скоро будем наверху.

Я рассчитываю, что ближайшие десять лет станут благоприятными для рынка авиаперевозок.

– Каково финансовое состояние авиакомпаний группы S7?

– Компании в хорошей форме с большим запасом кеша. За 2008-2009 гг. [время кризиса] мы поняли, что доступность кредитных ресурсов – это ничто, надо просто иметь свои деньги. Но авиация – капиталоемкая отрасль, поэтому мы пытаемся быть понятными для банков, финансовых институтов. Мы всегда открыты для сотрудничества со всеми.

– Условия лучше.

– Зачем вы скупаете акции «Сибири»?

– Мы верим в компанию. Мы хотим остаться в этом бизнесе. Это красивый sexy-бизнес. Но в нем никогда не было и не будет сверхприбыли. Если вы хотите зарабатывать много денег – покупайте акции «Макдоналдс».

– А нет ли планов продать компанию?

– В настоящее время мы находится в позиции «покупать». Что же до продажи.... Не знаю, может, на пенсии. Мой папа ушел на пенсию в 73 года, жалеет страшно. И я всегда декларировал, что я должен проработать дольше, чем папа. Это же разумно. Правда, однажды я встретился с руководителем авиакомпании, которому исполнился 91 год. Так что мне есть куда стремиться (смеется).

– Были предложения о покупке?

– Да. Но мы не продаем – мы сами покупаем.

– Вам не обидно, что «Сибирь» вместе с «Глобусом» уступили второе место «Трансаэро» по числу перевезенных пассажиров? Как так получилось?

– Нет, не обидно. Попутного им ветра. Мы сконцентрировались на регулярных перевозках, полностью свернув за два последних года чартерную программу [изначально «Глобус» создавался под чартеры]. А в парке остались лишь среднемагистральные самолеты, до этого у нас было большое количество дальнемагистрального флота. Дистанции стали короче, самолеты меньше. Эта была одна из антикризисных мер.

– Больше не будете выходить на чартерный рынок?

– Посмотрим...

– Несколько лет назад вы не исключали создания дискаунтера. Передумали?

– Вступление в альянс делает наш путь более понятным. Oneworld ориентирован на перевозку деловых пассажиров – S7 как член альянса должна соответствовать этому. Я надеюсь, что мы будем постоянно увеличивать количество бизнес-пассажиров.

– Есть ли условия, при которых вашу или какую-либо другую авиакомпанию могут исключить из альянса?

– Колхоз – дело добровольное (смеется).

– Будут ли билеты S7 дешевле после вступления в Oneworld?

– На базаре две стороны: одна хочет продать подороже, другая хочет купить подешевле. На рынке авиаперевозок очень высокая конкуренция. И она разворачивается не по критериям, кто дальше и выше летает, а кто дает большую возможность пассажиру путешествовать дешевле и больше. Мы постараемся, чтобы наша услуга была лучшей.

– Собираетесь ли вы покупать Boeing 787 Dreamliner, от которого отказались в кризис?

– Завтра - нет.

Oneworld

Один из трех глобальных авиаальянсов

В него входят British Airways, American Airlines, Cathay Pacific Airways, Finnair, Iberia, Japan Airlines, Malev, Mexicana, Qantas, Royal Jordanian, LAN.