«Дело ЮКОСа» побеждает в Стокгольме

Стокгольмский арбитраж может взыскивать с России компенсации в пользу иностранных компаний, понесших убытки из-за дела ЮКОСа. Такого решения добилась британская RosinvestCo, требующая $75 млн

Цена вопроса. $10

млрд. Как минимум во столько оценивала потери инвесторов ЮКОСа в странах, имеющих с Россией двусторонние договоры о защите инвестиций, юридическая фирма Covington & Burling

Верховный суд Швеции отказал России в пересмотре решения Арбитражного института торговой палаты Стокгольма, посчитавшего себя вправе рассматривать по существу иск RosinvestCo UK Ltd о взыскании с государства $75 млн из-за потери инвестиций после «национализации» ЮКОСа (постановление от 12 ноября есть в распоряжении «Ведомостей»). RosinvestCo, владевшая 7 млн акций нефтяной компании, обосновывает свои требования советско-британским соглашением о взаимной защите капиталовложений от 1989 г. Оно позволяет обращаться за компенсацией в стокгольмский арбитраж, если инвестор из одной страны понес убытки вследствие национализации актива в другой.

Арбитраж согласился рассмотреть дело в 2007 г., но правительство России оспорило его решение в государственных судах Швеции. По мнению российской стороны, арбитры могут рассудить только вопрос порядка уплаты и размера компенсации, но не ее возникновения, объясняет партнер «Нерр» Илья Рачков: теперь, когда жалоба отвергнута, арбитраж рассмотрит иск RosinvestCo по существу. По его словам, на это может уйти около года. Раз арбитры признали свою юрисдикцию по спору, с вероятностью 90% Россия проиграет дело, считает партнер Baker & McKenzie Владимир Хвалей, спор будет идти лишь о сумме компенсации.

Решения Верховного суда ждал аналогичный иск от семи испанских фондов – держателей ADR ЮКОСа, говорит Рачков. По их стопам могут пойти и другие, не исключает Хвалей.

Представляющий интересы RosinvestCo Кай Хобер отказался от комментариев.

Иск RosinvestCo задумывался для создания прецедента, предшествовавшего иску GML, бывшего основного акционера ЮКОСа, к России в Постоянный третейский суд в Гааге, знает Дмитрий Гололобов, партнер Gololobov & Partners и бывший главный юрист ЮКОСа. GML требует $50 млрд компенсаций за конфискацию активов на основе Энергетической хартии ЕС. Ближе всех к завершению иск акционеров ЮКОСа в Европейский суд по правам человека на $98 млрд, считает Гололобов: в марте суд ушел на решение.

В парижском офисе Cleary Gottlieb (представляет интересы России в стокгольмском арбитраже), на запрос «Ведомостей» не ответили. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков от комментариев отказался.

Главная проблема для акционеров ЮКОСа – не получить решения судов, а исполнить их, замечает Рачков. Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер 12 лет пытается исполнить решение стокгольмского арбитража на $2,3 млн.