Крупнейшая в России сеть обувной торговли раскрыла данные о себе

Крупнейший в России обувной ритейлер «Центробувь» в прошлом году наторговал на $720 млн. В преддверии возможного IPO компания впервые раскрыла финансовые показатели

ЗАО «Торговая компания «Центробувь»

Розничная сеть. основные бенефициары: Анатолий Гуревич, Дмитрий Светлов, Сергей Ломакин, Артем Хачатрян.

Оборот «Центробуви» в 2010 г. увеличился на 37% – с $526 млн до $720 млн, рассказал «Ведомостям» гендиректор ЗАО «Торговая компания «Центробувь» Андрей Нестеров. Он назвал и другие показатели сети: рентабельность по EBITDA – 20–22%, отношение чистого долга к EBITDA – около 1,25, сопоставимые продажи выросли на 24% (показатели 2010 г.).

«Центробувь» может провести IPO осенью этого года в Гонконге или Лондоне, рассказал «Ведомостям» источник в одном из инвестбанков. Организаторами могут стать «Ренессанс капитал», «ВТБ капитал», Morgan Stanley и Bank of China, но договоры пока не подписаны. Получить официальное подтверждение этой информации в банках не удалось. Но источники в других инвестбанках рассказывали «Ведомостям», что «Центробувь» начала подготовку к публичному размещению и может быть оценена в $1,5–3 млрд.

Стратегия компании – стать крупным международным ритейлером, выйти в СНГ, страны Балтии, Западной Европы и Китая; для этого нужны дешевые кредиты, объясняет совладелец сети Дмитрий Светлов. «Главная наша задача сейчас – структурировать операции так, чтобы компания была готова в любой момент выйти на IPO. Мы хотим, чтобы компания была открыта, понятна инвесторам и кредиторам. IPO – это не самоцель. Решения о выходе на биржу мы еще не приняли, это один из вариантов», – объяснил Светлов.

«Если исходить из того, что EBITDA «Центробуви» в 2010 г. была на уровне $144–158 млн, а чистый долг – примерно $190 млн, то по мультипликаторам российских непродуктовых ритейлеров компания могла бы быть оценена в $1,2–1,4 млрд», – считает аналитик Deutsche Bank Наталия Смирнова.

Сейчас «Центробувь» – крупнейший обувной ритейлер в России по выручке и числу магазинов и один из самых крупных в Европе, говорит ведущий консультант Fashion Consulting Group Галина Кравченко.

За прошлый год «Центробувь» продала 26 млн пар обуви (из них 22 – в розницу), а в этом планирует продать 35 млн пар. Общий объем рынка обуви в 2010 г. компания оценивает в 326,6 млн пар, или $15,8 млрд, а в 2011 г. – в 340 млн пар и $17,3 млрд. Получается, доля «Центробуви» на российском рынке – 7,96% в натуральном и 4,56% в стоимостном выражении. Сеть компании насчитывает 575 магазинов в 84 городах России, в том числе 520 собственных: из них 420 работают в формате дискаунтера «Центробувь», 100 – в формате молодежных обувных магазинов Centro. За прошлый год ритейлер открыл 160 магазинов, а в этом планирует еще около 250: 190 – в формате «Центробувь» и 60 – Centro, сказал Нестеров. По итогам года сеть компании может увеличиться до более чем 830 объектов, включая франчайзинговые. В среднем открытие одного магазина «Центробувь» обходится в $200 000, одного Centro – в $400 000, говорит Нестеров. Таким образом, инвестпрограмма на открытие магазинов на этот год составит около $62 млн.

Другие обувные ритейлеры растут чуть медленнее. «Эконика» (у нее 133 одноименных магазина) за прошлый год нарастила продажи примерно на 30%, говорит вице-президент корпорации «Эконика» Сергей Саркисов. Компания «Обувь России» (сети «Вестфалика», «Пешеход» – всего более 115 магазинов) в 2010 г. увеличила выручку на 20% до 1,6 млрд руб., сообщил гендиректор ГК «Обувь России» Антон Титов.