Нефтепровод Самсун – Джейхан теряет привлекательность для России

Нефтепровод Самсун – Джейхан теряет привлекательность для России: Москву не устраивают предложенные Турцией тарифы на транспортировку нефти

Нефтепровод Самсун – Джейхан должен стать альтернативой танкерным перевозкам через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Проектная мощность трубы – 50 млн т нефти в год. В 2009 г. присоединиться к проекту решила Россия, попросив 50%-ную долю и пообещав 25–30 млн т сырья. Протокол о взаимопонимании подписали «Роснефть» и «Транснефть». Но остается главный вопрос – будущий размер тарифа. То, что предлагает сейчас Турция, российскую сторону не устраивает, утверждают чиновники и сотрудник одной из компаний, которая подписала протокол. По предварительным расчетам, тариф Самсун – Джейхана варьируется в пределах $19–20/т, знает источник, близкий к «Транснефти», а танкерная доставка через проливы в 5 раз дешевле – $4. Пока тариф не будет сопоставим со стоимостью транспорта через проливы, российская нефть не пойдет в эту трубу, категоричен сотрудник компании, подписавшей протокол.

Самсун – Джейхан

Проектируемый нефтепровод. Участники – Eni (Италия, 50%), Calik (Турция, 50%). Протяженность – 550 км. Мощность – 50 млн т в год с возможностью увеличения до 70 млн. Оценка стоимости – $4 млрд.

Бургас – Александруполис

Проектируемый нефтепровод. Оператор – Trans-Balkan Pipeline B.V.: 51% – у России (поровну у «Газпром нефти», «Транснефти» и «Роснефти»), 24,5% – у болгарской «Бургас – Александруполис БГ», 23,5% – у «Хелпе-Траки» (Греция), 1% – у правительства Греции. Протяженность – 280 км. Мощность – 35 млн т в год с возможностью увеличения до 50 млн. Оценка стоимости – 1–1,5 млрд евро.

Сегодня в Казани Россия и Турция планируют подписать межправительственное соглашение о реализации проекта Самсун – Джейхан, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к Минэнерго, и подтвердил чиновник правительства. «Партнеры должны взять на себя обязательства по наполнению трубы. Мы к этому готовы», – анонсировал на днях министр энергетики Сергей Шматко. Впрочем, до окончательных договоренностей далеко, утверждают собеседники «Ведомостей»: подготовленное к подписанию соглашение – рамочное, о гарантиях поставок или передаче России доли в проекте речи пока не идет.

Россия также участвует в альтернативном проекте Бургас – Александруполис (хотя есть споры с Болгарией по его финансированию). Стоимость транспорта по нему составила бы около $7/т, говорил в прошлом году президент «Транснефти» Николай Токарев. Но это минимальная расчетная планка, максимум оценивался в $14, говорит источник, близкий к «Транснефти»; нефтяные компании это также не устроило, и они не дали гарантий на прокачку нефти.

Отказываться от Самсун – Джейхана Россия не будет, утверждает чиновник правительства. Будем договариваться о снижении тарифа, добавляет сотрудник компании, подписавшей протокол. Представители «Роснефти», «Транснефти» и Минэнерго от комментариев отказались.