Сбербанк может купить 20% "Металлоинвеста" за $2,5 млрд

У Алишера Усманова может появиться новый партнер в «Металлоинвесте». Как стало известно «Ведомостям», за 20% акций компании Сбербанк готов заплатить Василию Анисимову $2,5 млрд. Большая часть из них достанется ВТБ и, возможно, Борису Березовскому

«Металлоинвест»

Горно-металлургический холдинг. Владельцы: Алишер Усманов (50%), Владимир Скоч (30%), Василий Анисимов (20%). Финансовые показатели (данные компании, первое полугодие 2010 г.): выручка – 99,9 млрд руб., чистая прибыль – 15,6 млрд руб.

О том, что Анисимов, один из самых известных игроков на металлургическом рынке, планирует продать акции крупнейшего производителя сырья для черной металлургии, стало известно осенью. «Мне хотелось бы больше времени проводить с семьей», – объяснял «Ведомостям» свое решение Анисимов.

Его долю в «Металлоинвесте» может купить Сбербанк, рассказали «Ведомостям» два участника переговоров. Один из них уточнил, что сумма сделки составит $2,5 млрд. Это подтвердил знакомый Анисимова. Пресс-служба Сбербанка «не располагает информацией по данному вопросу».

Условия сделки еще могут измениться, предупреждает один из участников переговоров, – такое уже было.

Анисимов и основной акционер «Металлоинвеста» (50%) Алишер Усманов через представителя компании передали «Ведомостям», что не подтверждают и не опровергают факт переговоров со Сбербанком. «Сейчас никаких договоров о продаже акций Анисимова не существует, – подчеркивают они. – Соответственно, нет и не может быть никаких соглашений с какой-либо банковской или иной структурой, данный вопрос прорабатывается. До подписания соглашения нет оснований говорить о конкретных параметрах сделки».

Половина пакета Анисимова (10%) заложена в ВТБ, уточняет один из участников переговоров. По его словам, до кризиса Анисимов, Усманов и отец депутата Госдумы Андрея Скоча (30% «Металлоинвеста») взяли в ВТБ кредит под залог 49% акций компании на покупку других бумаг, в том числе акций «Норникеля».

Получив деньги от Сбербанка, Анисимов вернет ВТБ $1,8 млрд и освободит из-под залога 10% акций компании, рассказывает собеседник «Ведомостей». Представитель ВТБ это не комментирует.

Выкупив долю Анисимова, Сбербанк сможет продать ее Усманову, рассказывают два участника переговоров. Если Усманов откажется, банк продаст эти акции в ходе IPO. Источники «Ведомостей» рассказывали, что инвесторам может быть предложено 20–30% акций исходя из оценки в $20 млрд за всю компанию. Для сделки со Сбербанком она оценена примерно в $12 млрд, говорят два знакомых акционеров «Металлоинвеста». Оценка пакета Анисимова ниже реальной стоимости «Металлоинвеста» (около $20 млрд) в том числе потому, что часть этого пакета – предмет судебных разбирательств, говорит один из них.

На часть пакета Анисимова претендует Борис Березовский.

В Высоком суде Лондона он пытается доказать, что он и его покойный партнер Бадри Патаркацишвили перевели на счета компаний Анисимова около $500 млн для финансирования покупки 25% акций Михайловского ГОКа. После консолидации активов Анисимов должен был вернуть по 5% компании Березовскому и Патаркацишвили.

Усманов утверждал, что активы покупались на деньги ВТБ. Часть полученных от «Сбера» денег Анисимов передаст Березовскому, если проиграет суд, говорит один из собеседников «Ведомостей». По информации предпринимателя, знакомого с акционерами «Металлоинвеста», речь идет о $500 млн.

Аппетит Березовского тем временем растет. Вчера он заявил «Ведомостям»: «Я думаю, что получил дополнительные доказательства, согласно которым я и Патаркацишвили могли бы претендовать более чем на 10% «Металлоинвеста», что может вызвать увеличение претензий». «Но в любом случае мои претензии выше названной вами суммы [$500 млн], – говорит Березовский. – Даже если предположить, что я претендую на 5%, согласно докризисной оценке компании этот пакет стоит $1,25 млрд». По словам Березовского, слушание дела по существу назначено на осень 2012 г.

Предприниматель, знакомый с Анисимовым и Усмановым, рассказывает, что разногласия между ними возникли давно, инициатором развода был Анисимов. Другой их общий знакомый добавляет: у Анисимова возникли вопросы к тому, как распределяется прибыль от совместных инвестиций, да и сам подход к ним не очень его устраивал – брались большие кредиты, покупались акции и т. д. Из-за этого в кризис партнеры много потеряли.

Тем не менее партнерство с Усмановым можно считать выгодным для Анисимова, считает их знакомый: «Он вошел в бизнес практически на заемные средства. Кредиты, которые брались на покупку непрофильных активов, тоже приносили отдачу – активы покупались, продавались».