«Домодедово» арендует взлетно-посадочные полосы со скидкой

Как стало известно «Ведомостям», аренда взлетно-посадочных полос крупнейшему аэропорту страны «Домодедово» обходится вдвое дешевле, чем «Шереметьево», и почти во столько же, как «Внуково»

«Домодедово»

Крупнейший аэропорт страны. Пассажиропоток (2010 г.) – 22,3 млн человек. Владельцы не известны: по документам ими значатся два юриста – граждане о. Мэн, но участники рынка считают реальными бенефициарами председателя наблюдательного совета Валерия Когана и председателя совета директоров Дмитрия Каменщика.

Договор аренды аэродромной инфраструктуры (две полосы, перроны, стоянки, светосигнальное оборудование и проч.) между «Домодедово» и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» истекает в 2073 г., а арендная ставка – 92 млн руб. в год с пересмотром раз в пять лет. О таких условиях менеджмент «Домодедово» и Росимущество договорились в 2006 г. после многолетней судебной тяжбы – в первоначальном варианте договора годовая ставка составляла всего 3 млн руб.

Первая корректировка должна произойти в октябре 2011 г. Этой информацией поделился менеджмент «Домодедово» на недавней встрече с представителями шести международных инвестфондов, сообщили два банкира, знакомых с деталями встречи (о том, что «Домодедово» собирается привлечь инвесторов, стало известно месяц назад).

«Домодедово» – крупнейший аэропорт страны с выручкой за прошлый год в 29,98 млрд руб. и неплохой рентабельностью по EBITDA – 42,6%. Тем не менее он платит вдвое меньше за аэродромную инфраструктуру, чем государственный аэропорт «Шереметьево» (МАШ).

С 2007 г. арендная ставка МАШ – 200 млн руб. в год по бессрочному договору, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Михаил Василенко, до этого плата тоже были внушительной – 120–150 млн руб. По словам Василенко, объем инфраструктуры сопоставим с «Домодедово» и он не раз поднимал вопрос, почему между ставками аэропортов такая серьезная разница. Но ведь с собственником не поспоришь, вздыхает Василенко: именно на деньги от аренды и строятся новые объекты (недавно премьер Владимир Путин объявил, что третья взлетно-посадочная полоса будет строиться именно в «Шереметьево»).

У «Внуково» договор эксплуатации инфраструктуры – по нему государство получает 10% выручки от ее использования, говорит первый заместитель гендиректора аэропорта Виталий Ванцев. В прошлом году это было 82 млн руб., указывает он. Недавно «Внуково» получило от чиновников проект договора аренды. В нем предлагаются ставки выше, чем сейчас у «Домодедово», возмущается Ванцев, а ведь это все-таки несопоставимые объекты.

Ванцев намерен вести переговоры, чтобы снизить ставки. У Росимущества расчеты простые, отмечает менеджер: сколько потрачено на инфраструктуру и какой период окупаемости (обычно это 25 лет). Менеджер уверен, что ставку логичнее рассчитывать исходя из пассажиро- и грузопотока, уверен менеджер. А только по пассажирам «Внуково» вдвое меньше «Домодедово».

Представитель «Домодедово» от комментариев отказался. Запрос, отправленный ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», остался без ответа.