WSJ: аварию на «Фукусиме» вызвал единственный конструктивный просчет


В защищенных зданиях не нашлось места ни для аварийных дизель-генераторов, ни для их распределителей. Десятилетиями они размещались в легких пристройках, снесенных затем цунами. «TEPCO была обязана переделать аварийные системы по новому образцу, в этом нет никаких сомнений», - говорит 88-летний Масатоси Тойота, бывший топ-менеджер компании-эксплуатанта и супервайзер строительства АЭС.

The Wall Street Journal публикует результаты собственного расследования причин аварии на АЭС «Фукусима-1», вызванной цунами после землетрясения 11 марта. Газета смогла найти и подробно опросить десятки людей, в том числе высокопоставленных руководителей, в разное время ответственных за обслуживание, проектирование аварийного энергоснабжения станции и обеспечение безопасности АЭС. Ей удалось точно локализовать причину невключения аварийных систем охлаждения реакторов, что потом вызвало расплавление активных зон трех из них, – ошибочное размещение «устройств размером со стол». Более того, подчеркивает газета, эта критическая уязвимость была давно известна и даже устранена на более новых реакторах «Фукусимы», которые 11 марта штатно заглушились в аварийном режиме. В том, что проблема не решалась десятилетиями, опрошенные винят сочетание самоуспокоенности, мер по урезанию расходов и невнимания со стороны регулятора.

Истоки атомной аварии, сравнимой только с Чернобылем, WSJ находит в 60-х гг. ХХ в., когда строились первые реакторы «Фукусимы». Япония, едва оправившаяся от последствий Второй мировой войны, естественно, не имела собственной школы разработки АЭС, поэтому эти реакторы, так называемые «Марк-1», строились по проекту General Electric американскими специалистами. В отличие от современных АЭС и от более новых реакторов «Фукусимы» прочные здания реакторов «Марк-1» очень невелики и тесны – фактически в них помещается только реактор и самые важные обслуживающие системы. Тогда разработчики оправдывали это уменьшением затрат на строительство.

Он винит и себя в том, что упустил это из виду. «За эти годы многие разработчики не раз предлагали способы повысить безопасность. Но, я так думаю, ни один из них не смог дойти до начальства, потому что переделывать старые реакторы под новые требования очень дорого», - сказал Тойота. К тому же в 80-х гг. TEPCO много критиковали за слишком дорогое электричество, и дополнительные расходы были бы недопустимы.

В 1998 г. TEPCO все-таки оснастила реакторы «Фукусимы-1» дополнительными дизель-генераторами, расположенными в отдельных зданиях дальше от моря. Но их автоматические переключатели-распределители, те самые «устройства размером со стол», остались в слабо защищенных турбинных залах.

В результате 11 марта, когда примерно через 45 минут после толчка магнитудой 9,0 на АЭС «Фукусима-1» обрушилось 15-метровое цунами, вода вывела из строя внешнее энергоснабжение и затопила аварийные генераторы, установленные в 70-х гг. Зато новые аварийные дизель-генераторы не пострадали, запустились штатно и продолжали работать. Но это оказалось бесполезно: хотя конструкция переключателей прямо предусматривала распределение аварийного электропитания на все четыре аварийные системы охлаждения старых реакторов, их затопило вместе с турбинными залами.

«Когда в это место попадает вода, всему настает капут», - передает WSJ слова Кацуи Томоно, бывшего исполнительного вице-президента TEPCO.