У автодилеров опять сменились приоритеты

Выехав из кризиса, автодилеры меняют стратегию. Если в трудные времена они старались зарабатывать на сервисе, то теперь продажи снова для них важнее. Один из крупнейших торговцев автомобилями – группа «Рольф» продает проект по обслуживанию негарантийных машин
Дмитрий Роткин/ ИТАР-ТАСС

Проект «Белый сервис» будет продан директору по развитию бизнеса группы «Рольф» Дмитрию Роткину, сделка закроется 31 августа, сообщила вчера компания. Роткин эту информацию подтвердил, добавив, что оставит свой пост в «Рольфе» и сосредоточится на развитии «Белого сервиса», которым занимался с момента его создания в конце 2009 г.

В «Белый сервис» входит 50 сервисных центров в 36 городах России, из которых только один – на Дмитровском шоссе в Подмосковье – принадлежит «Рольфу», а остальные работают по партнерской схеме, используя бренд, технологии и запчасти «Рольфа». Инвестиции в проект – $2 млн, выручка в 2010 г. – 80 млн руб.

Год назад руководители «Рольфа», занимающего, по оценке «Авто бизнес ревю», 2-е место среди крупнейших дилеров страны по обороту, называли развитие «Белого сервиса» одним из приоритетов компании: предполагалось, что через пять лет в сети будет 450 центров, в том числе 45 собственных. Но сейчас приоритеты изменились.

Главный исполнительный директор «Рольфа» Игорь Салита вчера в обращении к сотрудникам напомнил, что к созданию сети по обслуживанию постгарантийных автомобилей «Рольф» подтолкнул кризис. В 2009 г. продажи легковых автомобилей в России упали в денежном выражении на 61% (данные PwC), и дилеры, которые до кризиса 72% прибыли получали от продажи новых автомобилей, вспомнили, что за границей соотношение обратное: в Великобритании, например, 72% прибыли их коллеги зарабатывают на сервисе и продаже подержанных автомобилей. Все крупнейшие дилеры начали развивать сервис, в том числе постгарантийный (правда, отдельную сеть создал только «Рольф», остальные ограничились скидками). В итоге в конце 2009 г., по оценке auto-dealer.ru, доля доходов от сервиса в обороте дилеров составляла 50–90%.

«Белый сервис» предлагал более низкие цены за счет использования неавторизованных запчастей. Но если в трудном 2009 году производители готовы были смотреть на это сквозь пальцы, то теперь требования снова ужесточились, рассказывал «Ведомостям» президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко. Некоторым официальным дилерам – партнерам «Белого сервиса» производители запрещали участвовать в проекте, признает Роткин.

Но строгость производителей не главное, «Белый сервис» продается потому, что изменилась стратегия «Рольфа», уверяет он. Приоритетом на ближайшие четыре года станет розничный бизнес, сообщил Салита сотрудникам. Соответственно, все инвестиции «Рольфа» идут в розницу, из-за чего развитие «Белого сервиса» замедлилось, объясняет Роткин.

«Белый сервис» будет активно развивать собственную сеть, обещает он: в 2012–2013 гг. планируется открыть 25 центров в Москве и регионах. А число партнерских центров за то же время должно вырасти в 2 раза, причем компания будет делать ставку на сотрудничество с независимыми сервисами. Поставщиком «Белого сервиса» останется входящая в «Рольф» компания «Ви лав партс», специализирующаяся на неоригинальных запчастях.