РЖД зовет инвесторов на вокзалы

РЖД хочет дать инвесторам возможность владеть коммерческими площадями в реконструированных вокзалах. Это позволит привлечь десятки миллиардов рублей на их модернизацию

Дирекция железнодорожных вокзалов РЖД попросила правительство снять ограничения на приватизацию железнодорожных вокзалов, такой вопрос обсуждался на совещании у вице-премьера Сергея Иванова, рассказал «Ведомостям» начальник дирекции Сергей Абрамов. Это необходимо для привлечения частных инвесторов для модернизации существующих вокзалов: в обмен на финансирование реконструкции инвестор мог бы получить в собственность часть площадей вокзала, использующихся в коммерческих целях, для размещения магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц и т. д., отметил он. Те части вокзала, которые используются для обслуживания пассажиров, останутся в собственности дирекции, подчеркнул Абрамов.

Дирекция планирует реконструировать к 2015 г. почти 400 переданных ей вокзалов в крупных городах. Год назад Абрамов оценивал стоимость этого проекта в 30 млрд руб., из которых не более 30% должна была обеспечить РЖД, остальное предполагалось привлечь из внешних источников – бюджетов регионов и от частных инвесторов. Сейчас эта сумма гораздо больше, уверяет Абрамов, например, только стоимость создания транспортно-логистического центра на базе вокзала в Екатеринбурге составляет от 10 млрд до 30 млрд руб. Общую сумму необходимых инвестиций Абрамов не назвал, отметив, что ограничение на объем инвестиций в 30% со стороны РЖД останется.

К концу года дирекция Абрамова подготовит проекты реконструкции первых 87 вокзалов и проведет конкурсы по привлечению инвесторов, обещает менеджер. В России такими проектами интересуются ВЭБ и НПФ «Благосостояние» (управляет пенсионными накоплениями сотрудников РЖД), в них собираются участвовать и иностранные компании, говорит Абрамов. Однако для привлечения инвесторов нужно снять ограничение на возможность приватизации вокзалов, объясняет он.

В протоколе совещания указано, что этот вопрос нужно проработать, но исходя из практики принятия решений, а это фактически означает, что в такой просьбе РЖД откажут, рассказал «Ведомостям» один из участников совещания у Иванова. Аппарат правительства не имеет ничего против предложения РЖД, уверяет чиновник аппарата. Даже если правительство не пойдет навстречу в этом вопросе, дирекция предложит инвесторам другую модель – доверительное управление вокзалом, говорит Абрамов. Такая модель уже работает на Курском вокзале.

Реконструкция вокзалов необходима и для инвесторов такие проекты очень интересны, отмечает старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. Можно позволить им владеть собственностью в модернизированных вокзалах, как это сделано в авиации, где аэродромы принадлежат государству, а терминалы управляются частниками, но инвесторов устроит и возможность управлять госсобственностью, считает он.