"Авианова" продолжит полеты до 9 октября

Авиаперевозчик надеется перевезти 20 000 пассажиров; остальные получат компенсацию
М.Новиков

«Авианова» продолжает операционную деятельность «c целью выполнения обязательств перед пассажирами», сообщила авиакомпания в понедельник. В то же время пассажиры могут оформить возврат денег за билеты по упрощенной процедуре, отправив информацию о номере брони и банковские реквизиты на refunds@avianova.ru. По данным online-табло «Шереметьево», рейсы выполняются, но с задержками; многие — не имеют статуса.

"Авианова" продолжит полеты до 9 октября и надеется перевезти 20 000 пассажиров; остальные получат компенсацию, на что А1 выделит $7 млн, сообщил президент А1 Михаил Хабаров. Представитель Росавиации этот план подтвердил.

Днем ранее первый заместитель гендиректора перевозчика Константин Тетерин заявил, что уже сегодня «Авианова» собирается прекратить полеты – из-за отсутствия денег. Компания с воскресенья не продает билеты через интернет. Всего же продано около 70 000 билетов примерно на $7-8 млн. Перевозчик найдет деньги, чтобы компенсировать затраты пассажирам, обещал Тетерин. У компании на счету – ноль, а долги – превышают $17 млн, отметил источник в А1.

У «Авиановы» возникли финансовые проблемы еще в начале года. Акционеры компании — инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1 (51%) и американский инвестфонд Indigo Partners (49%) перечислили ей последние $10 млн в январе, сообщил сотрудник А1. Недавно компания получила 45 млн руб. от А1. Такую же сумму должен был перечислить Indigo, но этого не сделал, говорит Тетерин. Всего же акционеры должны были предоставить компании 870 млн руб. до декабря 2012 г., отмечает он. Indigo давно сообщил, что ни копейки не вложит в перевозчика, пока А1 там акционер, категоричен источник, близкий к американскому инвестфонду.

Трения между А1 и Indigo начались в конце 2010 г., когда А1 обнаружила, что убыток «Авиановы» на $20 млн больше запланированного, рассказал президент А1 Михаил Хабаров. Убыток составил около $37 млн, добавляет источник в А1. Всего проект обошелся в $65 млн, а в 2012 г. он должен был выйти в ноль. Хабаров обвиняет в случившемся менеджмент авиакомпании: «Мы [А1] ведь не пилоты». Предложенная Indigo бизнес-модель оказалась непригодна для России, а менеджмент — слабым, говорит он.

«Мы знаем, что владельцы «Авианова» [A1 и Indigo] пришли к соглашению о прекращении деловых отношений и закрытию авиакомпании через процудеру банкротства – и это, к сожалению, несмотря на ряд предложений, сделанных A1 для продажи и рекапитализации авиакомпании, – передает слова бывшего управляющего проектом Эндрю Пайна его представитель. – Развала авиакомпании можно было бы избежать – сама история [ее] работы доказала, что концепция «Авиановы» абсолютно работоспособна и в России. Компания успешно работала вплоть до 24 июня 2011 г., когда частью акционеров было принято решение взять управление под свой контроль и исключить высококвалифицированный менеджмент из офисов компании. В течение всего лишь трех месяцев успешная деятельность завершилась катастрофой».

Крах «Авиановы» – результат бездарного управления проектом новой команды А1, уверен и бывший куратор проекта в А1 Дмитрий Черняк. Летом он предлагал выкупить долю А1 примерно за $35 млн, но получил отказ. Никаких официальных предложений о продаже доли А1 от инвестбанков или уполномоченных ими лиц не поступало, парирует Хабаров. Черняк был уволен в марте как раз за проблемы в «Авианове», добавляет он.

Тем временем «Шереметьево» приняло решение развернуть оперативный штаб по организации бесперебойного обслуживания и обеспечения всем необходимым пассажиров «Авиановы». Второго октября аэропорт направил телеграммы в «Авианову» с требованием объяснить причины прекращения продажи билетов, подтвердить выполнение летней программы полетов, а также в кратчайшие сроки подтвердить планы по выполнению программы полетов в зимний период. На указанные запросы авиакомпания «Авианова» не отреагировала, информацию не предоставила, сообщило «Шереметьево».

Московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку в связи с сообщениями СМИ о прекращении полетов «Авиановы», передал «Интерфакс» со ссылкой на ее представителя. По словам представителя Росавиации, компания думает, что делать. Никаких официальных заявлений о прекращении полетов регулятор не получал, подчеркнул он.