«Авианова» сомневается в своем будущем

«Авианова» прекратила продавать билеты, посоветовав пассажирам сдать уже купленные. Компания продолжит летать лишь до 9 октября
ИТАР-ТАСС

В воскресенье менеджеры «Авиановы» предупредили: компания может остановить полеты из-за отсутствия денег, что, в свою очередь, вызвано конфликтом акционеров – инвестподразделением «Альфа-групп» А1 (51%) и американским инвестфондом Indigo Partners (49%). Компания прекратила продажу билетов. А вчера днем объявила, что пока продолжает операционную деятельность «c целью выполнения обязательств перед пассажирами», но советует им сдавать билеты – по упрощенной процедуре.

Сейчас у «Авиановы» 67 800 проданных билетов, сообщило «Прайм» со ссылкой на руководителя Росавиации Александра Нерадько. «Авианова» должна «выполнить обязательства самостоятельно, без помощи государства», подчеркнул чиновник. Деньги на это будут найдены, пообещал первый заместитель гендиректора компании Константин Тетерин, не уточнив источники финансирования. На счетах «Авиановы» – ноль, а долгов – $17 млн, долго так не полетаешь, сетует сотрудник А1.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку «Авиановы», передал «Интерфакс» со ссылкой на представителя ведомства. А «Шереметьево» начало готовиться к сбоям (см. врез). Решено развернуть штаб по организации бесперебойного обслуживания пассажиров «Авиановы», сообщил аэропорт: в воскресенье «Шереметьево» попросило «Авианову» объяснить причины прекращения продажи билетов, подтвердить выполнение летней программы полетов и планы по зимнему расписанию, но перевозчик информацию не предоставил. Менеджеры «Авиановы» не смогли сообщить Росавиации, продолжит ли компания операционную деятельность, сославшись на то, что им необходимо провести консультации с акционерами, рассказывал днем Нерадько. Вечером президент А1 Михаил Хабаров сообщил итоги этих переговоров: компания продолжит полеты до 9 октября и надеется перевезти 20 000 пассажиров; остальные получат компенсацию, на что А1 выделит $7 млн. Представитель Росавиации этот план подтвердил.

Трения между А1 и Indigo начались в конце 2010 г., когда А1 обнаружила, что убыток «Авиановы» на $20 млн больше запланированного, рассказывал Хабаров. В 2012 г. проект, который обошелся инвесторам в $65 млн, должен был выйти в ноль. Хабаров винит в провале бывший менеджмент авиакомпании: «Мы [А1] ведь не пилоты», предложенная Indigo бизнес-модель оказалась непригодной для России, а менеджмент – слабым.

Бывший управляющий проекта Эндрю Пайн с этим не согласен. Компания успешно работала до 24 июня 2011 г., пока часть акционеров не решила взять на себя управление ею, говорится в заявлении Пайна. Indigo несколько дней не отвечает на запросы «Ведомостей».

Строить бизнес лоукостеров в России сложно, говорит бывший гендиректор Sky Express Марина Букалова: пассажиропоток маленький, активность сезонная: «Чтобы приблизиться к рынку Европы или США, надо минимум 10 лет. И, увы, придется пережить банкротство не одного лоукостера».