"Первую грузовую компанию" купил Владимир Лисин, а не Геннадий Тимченко

Контрольный пакет Первой грузовой компании без борьбы достался Владимиру Лисину, хотя главным претендентом на «дочку» РЖД считалась компания «Трансойл» Геннадия Тимченко
Д.Гришкин

Победителем аукциона, на котором разыгрывалось 75% минус 2 акции Первой грузовой компании (ПГК), стала Независимая транспортная компания (НТК). В аукционе также участвовали «Нефтетранссервис», «Трансойл» и аффилированная с НТК компания «НТК-вагон».

На аукционе НТК и «НТК-вагон» сделали всего один шаг ценой 125 млн руб. По правилам аукциона две компании могут заявить одну цену и если это случилось на последнем шаге, то вторая из сделавших последний шаг будет признана победителем, если первая не сможет заплатить за акции.

ПГК обойдется НТК в 125,5 млрд руб. Сделка может быть закрыта за 20 дней, уверен управляющий директор UCLH (транспортный холдинг Лисина) Олег Букин, средства выделит сам Лисин, а также российские и западные банки в кредит. Проблем с обслуживанием долга не будет, даже если объем перевозок упадет так же, как в кризис (более 30%), уверяет Букин.

По данным «InfoLine-аналитики», у НТК в управлении 27 605 вагонов, а в собственности – 1676 вагонов. «НТК-вагон» владеет 20 000 полувагонов, купленных у РЖД в 2010 г. По количеству вагонов в управлении НТК находится на 7-м месте в России.

В собственности ПГК около 191 000 вагонов, в управлении – 184 000 вагонов, остальные в аренде у других компаний, в частности, по решению вице-премьера Сергея Иванова полувагоны – в управлении у РЖД, знает гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров. По завершении сделки НТК вернет вагоны ПГК из-под управления РЖД, обещает Букин. Объединенный оператор будет управлять более чем 210 000 вагонов, Лисин станет контролировать более 20% всех вагонов на сети железных дорог.

Главным претендентом на ПГК считалась компания Геннадия Тимченко «Трансойл» – с помощью ПГК она смогла бы диверсифицировать бизнес, что предусмотрено стратегией ее развития, объяснял член совета директоров «Трансойла» Игорь Ромашов. Почему компания не сделала ни шага в аукционе, ее представитель объяснять не стал.

Тимченко не устраивала цена ПГК, рассказывал год назад человек, близкий к одной из его структур. Бизнесмен был готов заплатить не более $3 млрд, говорил сотрудник одного из железнодорожных операторов. Тимченко не интересовался всей ПГК, ему нужны были лишь цистерны; Лисин был готов покупать все, отмечает чиновник одного из министерств, курирующих железнодорожную отрасль, скорее всего они просто договорились, что Лисин после покупки передаст как-либо цистерны «Трансойлу».

РЖД не ожидала такого исхода торгов, говорит сотрудник монополии, про договоренности между Лисиным и Тимченко ему не известно.

Раз «Трансойл» без боя отдал ПГК, значит, участники аукциона договорились, уверен гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Лисин изначально выглядел более предпочтительным, у него значительно более серьезные финансовые ресурсы – на счетах НЛМК почти $1 млрд, львиную долю этих денег бизнесмен может получить через дивиденды, возможности Тимченко скромнее.

Договоренность между Лисиным и Тимченко исключена, настаивают сотрудники НТК и «Трансойла». Решение не покупать ПГК продиктовано экономическими причинами, уверяет сотрудник «Трансойла».

Для рынка победа Лисина предпочтительнее: у НТК хороший опыт управления большим парком полувагонов, которого нет у «Трансойла», работающего с малым числом крупных клиентов и занимающегося технологически более простыми маршрутными отправками, говорит Бурмистров и подчеркивает, что Лисин не будет стремиться поскорее окупить приобретение ПГК, что могло бы убыстрить рост стоимости перевозки.