Правительство отказало в прошлогодних просьбах нефтяникам и газовикам

Последнее время правительство не любит идти на уступки нефтегазовым компаниям. Как стало известно «Ведомостям», чиновники до сих пор отказываются снять заградительную пошлину на бензин, предоставить дополнительные льготы для крупного проекта «Роснефти» – Юрубчено-Тохомского, а также пересмотреть НДПИ для нескольких газовых компаний
С.Портер/ Ведомости

В конце прошлого года нефтегазовые компании буквально завалили правительство просьбами о льготах по налогам и пошлинам. Так, руководители «Лукойла», ТНК-ВР, «Газпром нефти» и «Башнефти» написали совместное письмо с предложением отменить заградительную экспортную пошлину на бензин (отправлено в октябре, копия есть у «Ведомостей»), «Итера» просила решить вопрос с НДПИ на газ, а «Роснефть» в ноябре пыталась получить дополнительные льготы для Юрубчено-Тохомского проекта в Восточной Сибири. Но поддержки пока ни по одной из просьб нет, рассказали «Ведомостям» чиновники Минфина и Минэнерго. Ведь цена вопроса для бюджета – около 40 млрд руб. только на 2012 г. Не то чтобы отказы стали новой политикой, но дополнительные доходы для госказны всегда приветствуется, отмечает один из собеседников.

Снова о бензине

Несмотря на аргументы нефтяников, министерства считают, что убирать заградительную пошлину на бензины преждевременно – о чем говорят представители Минэнерго и Минэкономразвития. «Анализ показал сдерживающий эффект [повышенной ставки] на цены на внутреннем рынке», - отмечает последний. Цена естественно формируется с учетом спроса и предложения, но если экспорт бензина и нафты будет выгоднее продажи на внутреннем рынке, то предложение сократится, а значит и вырастут цены, вторит сотрудник Минэнерго.

Дорогой бензин

Больше всего бюджет мог потерять в этом году на отмене заградительной пошлины по автомобильным бензинам и нафте: до прошлого года к ним применялась стандартная ставка, но после майского топливного кризиса ее подняли до 90% от нефтяной пошлины (для остальных нефтепродуктов – 66%). Нефтяники попросили премьера Владимира Путина снизить пошлину до стандартной – ведь «неоднократно заявлялось», что это временная мера, отмечается в их письме. Цена автобензинов в России зависит от спроса и предложения, а не от экспортной альтернативы. А нафта, которая идет на экспорт, состоит из фракций, которые не применяются в производстве автобензинов, так что заградительная пошлина также «нецелесообразна», заключается в обращении.

Путин переправил письмо своему заместителю Игорю Сечину, тот – в Минэнерго, Минэкономразвития и Минфин. Итоговое решение: 90%-ную пошлину «целесообразно» сохранить как минимум до июня этого года, такое поручение правительства (после сбора всех мнений) доведено до министерств, говорит представитель Минэкономразвития. Хотя ситуация будет мониториться. И ставка может быть снижена до 66%, если больше месяца цены на нефть будут держаться ниже $100/барр. либо если предложение бензина на внутреннем рынке превысит спрос более чем на 10%, добавляет он.

Представители нефтяных компаний комментировать это не стали. «Мы очень надеемся, что наши предложения будут поддержаны», – лишь отметил представитель «Лукойла». Но чиновник Минфина сомневается, что решение будет скорым, хотя аргументы нефтяников в целом справедливы. Однако цена вопроса для бюджета – свыше $1 млрд, отмечает госслужащий: экспорт бензина и нафты – около 1,1 млн т в месяц, а средняя разница в ставке пошлин (между 90 и 66%), которая заложена в федеральном бюджете на этот год, – $86,91/т.

Триллионы от «Роснефти»

Юрубчено-Тохома пока не запущена, но уже сейчас имеет льготы по НДПИ и пониженную пошлину на экспорт (если брать текущие ставки, это $194,1/т против стандартных $397,5). Однако «Роснефть» просила полного обнуления пошлины для первых 50 млн т добычи, говорит источник, близкий к компании. Капвложения будут огромны – свыше 280 млрд руб. только на первый этап и лишь при дополнительной поддержке «Роснефть» сможет начать работы в ближайшее время, чтобы получить первую нефть в 2016 г., добавляет он. В таком случае государство тоже не прогадает, уверяет собеседник: оно получит свыше 1,3 трлн руб. поступлений от первого этапа проекта – без учета эффекта для смежных отраслей.

Мнение Минфина: нынешних льгот проекту «Роснефти» вполне достаточно, а если и менять что-то, то системно и для всех игроков, говорит сотрудник министерства. Минэнерго свои предложения тоже подготовило, отмечает его представитель, но детали не раскрывает (чиновник министерства согласен с сотрудником Минфина). Что думает по этому поводу Сечин, вчера выяснить не удалось. А представитель «Роснефти» лишь отметил: «Мы предпринимаем все для того, чтобы проект был рентабельным и эффективным».

Потерь для бюджета в этом году явно не будет. Но если брать общие 50 млн т, по которым «Роснефть» хочет нулевую пошлину, то это минимум $9,7 млрд прямых потерь при нынешних ценах и ставках (правда, без учета дополнительных поступлений при реализации проекта, о которых говорит компания).

Оставили с «Газпромом»

Просьба «Итеры» заключалась в том, что к ее главному добывающему активу – «Пургазу» нельзя применять повышенную ставку НДПИ на газ. Такая ставка с этого года действует для всех компаний, где суммарная доля «Газпрома» – более 50% (509 руб. за 1000 куб. м против 251 руб. для остальных). Минфин объяснял это повышенными доходами «Газпрома» от экспорта. В «Пургазе» доля концерна – 51%, у «Итеры» – 49%. Но экспортом компания не занимается, газ продается в Свердловской области, писала «Итера» в правительство и просила изменить формулировку Минфина (чтобы повышенный НДПИ применялся для компаний с долей «Газпрома» более 51%).

Ответ Минфина – формулировка остается прежней, отдельные случаи могут решаться на корпоративном уровне, например, «Газпром» может продать «спорный» 1%, говорит представитель министерства. На самом деле это и позиция Сечина, добавляет сотрудник Минфина.

«Итера» и «Газпром» комментировать это не стали. Менеджер одного из них говорит, что «неофициально» компании обсуждали вопрос с этим одним 1%, но никаких решений о продаже, естественно, нет: будут обсуждаться другие пути. А пока бюджет не потеряет примерно 10 млрд руб. – с учетом других похожих историй с НДПИ на газ, отмечает сотрудник одного из министерств.