«Роснефть» проявила неожиданную и невиданную благотворительность

«Роснефть» побила российский рекорд по расходам на благотворительность. В 2011 г. на эти цели она потратила $422 млн

Расходы «Роснефти» на социальную деятельность и спонсорство составили $422 млн, говорится в отчете компании по US GАAP за 2011 г. Это почти в 4 раза больше расходов 2010 г. ($116 млн) и является абсолютным рекордом как для самой компании (см. график на стр. 01), так и для России.

В конце 2011 г. президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов активно участвовал в предвыборной кампании, проводимой вице-премьером Игорем Сечиным в Ставропольском крае (чиновник возглавлял региональный список «Единой России» на парламентских выборах). Например, в рамках визита в Нефтекумск Сечин попросил «Роснефть» помочь решить проблему городских долгостроев: здания районной поликлиники и жилого дома. Компания обязалась выделить на завершение строек в общей сложности 320 млн руб. и сдать оба объекта к весне 2012 г. Помимо этого «Роснефть» ежегодно перечисляет в бюджет края порядка 620 млн руб., следует из материалов компании.

Прежним лидером по благотворительным тратам много лет была «Транснефть»: ее исторический максимум – 7,2 млрд руб. в 2007 г. В прошлом году на 1-е место вышел «Газпром» с 12,327 млрд руб.

Но до мировых лидеров нашим компаниям еще далеко: американский ритейлер Walmart в прошлом году потратил на благотворительность в США $732 млн (с учетом неденежной помощи). Это больше 3% доналоговой прибыли Walmart по МСФО. Нынешний показатель «Роснефти» – 2,7% (в 2010 г. – 0,9%). Щедро, признает директор фонда «CAF Россия» Мария Черток: в среднем зарубежные компании жертвуют, как и наши, в пределах 1% от прибыли.

Кто является получателем благотворительной помощи «Роснефти» – не ясно: в отчетах компании эта информация не раскрывается. Не стал этого делать и представитель «Роснефти», равно как и объяснять резкий рост расходов на благотворительность. «Расширена программа по социальной поддержке регионов», – пояснил источник, близкий к компании, но раскрывать детали тоже не стал.

Кроме того, в 2011 г. «Роснефть» купила хоккейный клуб ЦСКА. Сумма сделки не раскрывалась. Предыдущий владелец клуба – ОГК-3 выкупила ЦСКА у «Норильского никеля» за 300 млн руб. в январе 2011 г. По словам источника «Ведомостей» в «Роснефти», ежегодно компания планирует выделять клубу около $30 млн.

Пока самый дорогой социальный проект «Роснефти» – Сочинская олимпиада. За право войти в число ее генеральных спонсоров компания обязалась заплатить $180 млн. Это самый большой взнос, признавали организаторы Игр.

Львиная доля корпоративной благотворительности в России – бюджетозамещаемые средства, сетует Черток: взносы компаний тратятся на проекты региональных администраций, не покрываемые государственными дотациями. Для компаний такая благотворительность, по сути, покупка «лицензии на деятельность» в регионе, резюмирует эксперт. «Большая часть заказов на благотворительность спускается сверху», – соглашается сотрудник одного из крупных госхолдингов.