Sukhoi Superjet-100 пропал с радаров аэропорта Джакарты

Презентационный полет Sukhoi Superjet-100 над Индонезией закончился неудачей – ведется поиск самолета. Трагедия может поставить под сомнение, по крайней мере на некоторое время, маркетинговую активность в проекте Superjet
М.Лысцева/ ИТАР-ТАСС

По состоянию на середину апреля 2012 г. восемь SSJ-100 эксплуатировались авиакомпаниями «Армавиа» и «Аэрофлот», самолеты выполнили более 3350 коммерческих полетов общей продолжительностью около 6500 летных часов. Представитель «Аэрофлота» инцидент не комментирует. Комментарии «Армавиа» получить не удалось.

Superjet-100 пропал с радаров во время второго показательного выступления. На его борту находилось четыре десятка представителей индонезийских авиакомпаний – Batavia, Pelita, Air Aviastar, Sriwijaya Air – и восемь россиян. Это члены экипажа – шеф-пилот Алeксандр Яблoнцeв, второй пилот Александр Кочетков, штурман Oлeг Швeцoв, а также сотрудники «Гражданских самолетов «Сухого» (ГСС) – полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова, сообщил представитель ГСС.

Индонезийские авиационные власти выдвинули две версии. Основная: самолет врезался в гору. Полет проходил в условиях низкой облачности и плохой видимости, что и могло привести к фатальным последствиям. Другая версия: самолет захвачен. В ее пользу говорит тот факт, что система опасного сближения не сработала, передал известный авиаблогер Сергей Доля из аэропорта Джакарты.

Не сработать система могла лишь при очень высоких перегрузках самолета – таких, как разрушение конструкции, говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.

К моменту сдачи номера в печать ничего определенного о судьбе Superjet сказать было нельзя. До позднего вечера обломки самолета в предположительном месте его крушения так и не были обнаружены, сообщили индонезийские СМИ. Первый разведывательный полет вертолетов не дал результатов, а потом ухудшилась погода, наступили сумерки – и поиски продолжились на автомобилях.

Сегодня в Джакарту должен прилететь гендиректор «Сухого» Михаил Погосян.

Пропавший с радаров SSJ-100 c бортовым номером 97004 прибыл в Джакарту 9 мая – это была очередная остановка в презентационном путешествии, которое должно было охватить шесть стран Азии. До Индонезии самолет побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, во всех этих государствах его показывали членам правительства и военному руководству. После Индонезии SSJ должен был лететь в Лаос и Вьетнам.

Министерство обороны Мьянмы даже заключило предварительное соглашение на поставку двух SSJ-100 в 2013 г. Этот заказ мог бы стать вторым гражданским в истории отношений с минобороны Мьянмы. Правда, от первого оно в прошлом году фактически отказалось. Один из двух самолетов Ан-148, сделанных специально для Мьянмы, во время демонстрационного полета в Воронеже, непосредственно перед передачей заказчику, потерпел крушение.

Забирать самолеты минобороны Мьянмы не стало, несмотря даже на то, что Международный авиационный комитет признал ошибку пилотирования, а не проблемы с техникой.

«Мы все же надеемся, что инцидент в Джакарте не повлияет на заказы Superjet», – говорит сотрудник Минпромторга.

«Именно на Минпромторг был зарегистрирован самолет. Заказчику он не передавался. Поэтому расследование инцидента будет производиться как с экспериментальным полетом», – считает человек, близкий к российскому Минтрансу, а делать выводы о запрете эксплуатации самолета в России можно будет только после выяснения деталей происшедшего, но самолет был полностью исправен и прошел все необходимые процедуры перед полетом.

Представители Минпромторга и Росавиации от комментариев отказались.

Сотрудник одной из крупнейших российских авиакомпаний – заказчиц этого самолета сомневается, что обойдется без последствий.

О какой-либо маркетинговой активности можно забыть по крайней мере до окончания расследования инцидента, сожалеет и Пантелеев.

Сотрудник «Аэрофлота» уверяет, что за время эксплуатации самолета серьезных технических проблем не возникло – были незначительные сложности с электроникой, которые не влияли на безопасность полетов. Но делать выводы о дальнейшей эксплуатации можно будет лишь после расследования инцидента, считает он.

Помимо авиационных властей Индонезии в расследовании будут участвовать представители Минпромторга, знает представитель министерства: «Тогда и будем делать выводы».

Но даже в самом плохом случае – авиакатастрофы и временного запрета на эксплуатацию – продвижение самолета на рынке не более чем затормозится, считает Пантелеев: так было, например, с Airbus-320 несколько лет назад, а сейчас это одна из самых популярных моделей.