Статья опубликована в № 3097 от 10.05.2012 под заголовком: Презентацию не закончил

Sukhoi Superjet-100 пропал с радаров аэропорта Джакарты

Презентационный полет Sukhoi Superjet-100 над Индонезией закончился неудачей – ведется поиск самолета. Трагедия может поставить под сомнение, по крайней мере на некоторое время, маркетинговую активность в проекте Superjet
М.Лысцева / ИТАР-ТАСС

Superjet-100 пропал с радаров во время второго показательного выступления. На его борту находилось четыре десятка представителей индонезийских авиакомпаний – Batavia, Pelita, Air Aviastar, Sriwijaya Air – и восемь россиян. Это члены экипажа – шеф-пилот Алeксандр Яблoнцeв, второй пилот Александр Кочетков, штурман Oлeг Швeцoв, а также сотрудники «Гражданских самолетов «Сухого» (ГСС) – полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова, сообщил представитель ГСС.

Индонезийские авиационные власти выдвинули две версии. Основная: самолет врезался в гору. Полет проходил в условиях низкой облачности и плохой видимости, что и могло привести к фатальным последствиям. Другая версия: самолет захвачен. В ее пользу говорит тот факт, что система опасного сближения не сработала, передал известный авиаблогер Сергей Доля из аэропорта Джакарты.

Не сработать система могла лишь при очень высоких перегрузках самолета – таких, как разрушение конструкции, говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.

К моменту сдачи номера в печать ничего определенного о судьбе Superjet сказать было нельзя. До позднего вечера обломки самолета в предположительном месте его крушения так и не были обнаружены, сообщили индонезийские СМИ. Первый разведывательный полет вертолетов не дал результатов, а потом ухудшилась погода, наступили сумерки – и поиски продолжились на автомобилях.

Сегодня в Джакарту должен прилететь гендиректор «Сухого» Михаил Погосян.

Пропавший с радаров SSJ-100 c бортовым номером 97004 прибыл в Джакарту 9 мая – это была очередная остановка в презентационном путешествии, которое должно было охватить шесть стран Азии. До Индонезии самолет побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, во всех этих государствах его показывали членам правительства и военному руководству. После Индонезии SSJ должен был лететь в Лаос и Вьетнам.

Министерство обороны Мьянмы даже заключило предварительное соглашение на поставку двух SSJ-100 в 2013 г. Этот заказ мог бы стать вторым гражданским в истории отношений с минобороны Мьянмы. Правда, от первого оно в прошлом году фактически отказалось. Один из двух самолетов Ан-148, сделанных специально для Мьянмы, во время демонстрационного полета в Воронеже, непосредственно перед передачей заказчику, потерпел крушение.

Забирать самолеты минобороны Мьянмы не стало, несмотря даже на то, что Международный авиационный комитет признал ошибку пилотирования, а не проблемы с техникой.

«Мы все же надеемся, что инцидент в Джакарте не повлияет на заказы Superjet», – говорит сотрудник Минпромторга.

«Именно на Минпромторг был зарегистрирован самолет. Заказчику он не передавался. Поэтому расследование инцидента будет производиться как с экспериментальным полетом», – считает человек, близкий к российскому Минтрансу, а делать выводы о запрете эксплуатации самолета в России можно будет только после выяснения деталей происшедшего, но самолет был полностью исправен и прошел все необходимые процедуры перед полетом.

Представители Минпромторга и Росавиации от комментариев отказались.

Сотрудник одной из крупнейших российских авиакомпаний – заказчиц этого самолета сомневается, что обойдется без последствий.

О какой-либо маркетинговой активности можно забыть по крайней мере до окончания расследования инцидента, сожалеет и Пантелеев.

По состоянию на середину апреля 2012 г. восемь SSJ-100 эксплуатировались авиакомпаниями «Армавиа» и «Аэрофлот», самолеты выполнили более 3350 коммерческих полетов общей продолжительностью около 6500 летных часов. Представитель «Аэрофлота» инцидент не комментирует. Комментарии «Армавиа» получить не удалось.

Сотрудник «Аэрофлота» уверяет, что за время эксплуатации самолета серьезных технических проблем не возникло – были незначительные сложности с электроникой, которые не влияли на безопасность полетов. Но делать выводы о дальнейшей эксплуатации можно будет лишь после расследования инцидента, считает он.

Помимо авиационных властей Индонезии в расследовании будут участвовать представители Минпромторга, знает представитель министерства: «Тогда и будем делать выводы».

Но даже в самом плохом случае – авиакатастрофы и временного запрета на эксплуатацию – продвижение самолета на рынке не более чем затормозится, считает Пантелеев: так было, например, с Airbus-320 несколько лет назад, а сейчас это одна из самых популярных моделей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать