Кто предложил ВР продать долю в ТНК-ВР

Британская ВР заявила, что может продать главный актив в России – долю в ТНК-ВР. Российские партнеры – «Альфа-групп», «Ренова» и Access Industries – готовы к сделке, но когда она будет и с кем, неясно
A.Zemlianichenko/ Jr/Bloomberg

Еще одним сюрпризом пятницы стало появление президента «Роснефти» Игоря Сечина вместе с Владимиром Путиным в Германии. В официальной делегации Сечина не было, но пока канцлер ФРГ Ангела Меркель ждала президента России из аэропорта (в этот момент появилось сообщение FT), Сечин ехал в лимузине Путина. Что они обсуждали, не известно. Глава «Роснефти» заявил журналистам, что приехал накануне посмотреть работу НПЗ Ruhr Oel (с прошлого года это паритетное СП госхолдинга и ВР). «Роснефть», по его словам, никогда не думала о покупке доли ВР в ТНК-ВР: «Надо изучить полный объем информации и после этого принять решение».

ТНК-ВР

Третья по величине нефтяная компания России. Головная компания холдинга – непубличная TNK-BP International Ltd., по 50% – у ВР и ААР (эффективная доля «Альфа-групп» – 25%, Access Industries и «Реновы» – по 12,5%). Выручка (US GAAP, 2011 г.) – $60,2 млрд, прибыль – $9 млрд.

В пятницу ВР взбудоражила рынок неожиданным заявлением: компания получила некие предложения о продаже доли в ТНК-ВР – так называемые выражения намерений, сделка не гарантирована, но возможность рассматривается, поэтому ВР уведомила об этом своих партнеров по СП – консорциум ААР («Альфа» – Access – «Ренова»).

От кого ВР получила предложения и сколько их, представители компании не раскрывают. Не знает этого и ААР, говорит его представитель. ВР получила оферту от некой российской госкомпании, сообщила Financial Times (FT) со ссылкой на источники.

Примерно месяц назад консорциум сам предложил ВР выкупить ее долю либо обменять пакет ААР в ТНК-ВР на акции британской компании, говорил на днях гендиректор ААР Стэн Половец, но тогда ВР, по его словам, ответила, что не готова к переговорам.

У совладельцев ТНК-ВР есть преимущественное право выкупа долей друг друга и ААР планирует им воспользоваться, заявил «Ведомостям» источник, близкий к консорциуму; кроме того, теперь для BP устанавливается 135-дневный мораторий на проведение сделок с акциями ТНК-BP. У источника, близкого к ВР, другая версия: ВР может вести переговоры и обязана провести их с ААР, обсудив с ним справедливую цену, но преимущественного права выкупа у ААР нет. Кто прав, не известно: условия акционерного соглашения ВР и ААР не раскрывают.

Путин подвез Сечина

«Роснефть» в прошлом году хотела купить долю в ТНК-ВР – но не у ВР, а у ААР, рассказывали источники «Ведомостей». Что бы ни говорили госслужащие, интерес «Роснефти» к ТНК-ВР давно известен, отмечает знакомый топ-менеджеров СП.

Новое предложение, по данным The Wall Street Journal, поступило от государственного «Роснефтегаза» (владеет 75% акций «Роснефти»). Высокопоставленный источник в правительстве это не подтверждает, а другой чиновник и вовсе сомневается, что у ВР есть серьезное предложение о продаже.

ВР между тем рассказала акционерам, как компания собирается потратить деньги, вырученные от продажи доли в российском СП. The Sunday Telegraph опросила ключевых инвесторов после встречи с директорами ВР. Директора сообщили, что акционеры могут рассчитывать на выплату примерно $15 млрд – в виде дивидендов или через выкуп акций. Это будет половина суммы от сделки, вторую ВР оставит для новых активов, сказал The Sunday Telegraph один из акционеров.

Половину ТНК-ВР, по оценкам аналитиков, можно продать за $25–35 млрд. Но соглашаться меньше чем на $32 млрд, которые в прошлом году предлагались ААР, нет смысла, говорят собеседники The Sunday Telegraph.

Захватить выжившего

Президент ВР Роберт Дадли, который стоял у истоков ТНК-ВР, ставит на кон свою карьеру, если сделка окажется невыгодной, отмечает британская пресса. ТНК-ВР – третья по величине нефтяная компания России и один из лучших активов ВР: доля в СП – это 27% всех ее запасов и 29% добычи. Вложив в компанию около $8 млрд, ВР получила в виде дивидендов порядка $19 млрд. Россия особенно важна для холдинга, отмечается в отчете ВР.

Главный минус столь ценного актива – корпоративные споры.

В 2003 г. British Petroleum и акционеры Тюменской нефтяной компании учредили паритетное СП, передав ему большую часть нефтегазовых активов в России и СНГ. До 2008 г. все было спокойно: у партнеров был пятилетний мораторий на продажу своих долей. А потом разразился конфликт уровня «израильско-палестинского», как отмечалось в появившихся на сайте WikiLeaks материалах дипмиссии США в Москве. ВР попыталась заручиться поддержкой «Газпрома» – чтобы он заменил ААР в СП, но переговоры сорвались: против такого партнерства возражали чиновники, связанные с «Роснефтью», есть данные, что правительство России решило позволить сторонам воевать до изнеможения, а затем захватить выжившего, цитировался в переписке американских дипломатов Дадли (тогдашний вице-президент ВР и глава ТНК-ВР).

Ему пришлось покинуть Россию. Конфликт закончился подписанием нового акционерного соглашения. Но зимой 2011 г. он разгорелся вновь. Возглавив ВР, Дадли договорился о стратегическом альянсе с «Роснефтью», ААР заявил, что это нарушает договор партнеров по ТНК-ВР, сделка с госкомпанией сорвалась, а тяжба совладельцев СП в международных судах продолжается до сих пор. Совет директоров ТНК-ВР из-за отсутствия кворума фактически не работает, из-за этого на неопределенный срок задерживается выплата дивидендов, а на прошлой неделе с поста главного управляющего директора ТНК-ВР ушел основной владелец «Альфа-групп» Михаил Фридман.

Дисциплина упадет

Кому ВР продаст свою долю (если продаст), неясно. Никаких решений нет, утверждает чиновник правительства. Представитель правительства Наталья Тимакова не знает о консультациях по ТНК-ВР с правительством: «Это корпоративный вопрос».

Инвесторы считают сделку выгодной для ВР, но не для СП. ВР в пятницу дорожала на LSE на 5%, а к закрытию рост составил 1,8% (до $117 млрд) на фоне падения рынка. А вот главный актив группы ТНК-ВР – публичный «ТНК-ВР холдинг» подешевел на 10,1% до $32,8 млрд (индекс ММВБ упал на 0,6%).

У ТНК-BP было огромное преимущество от доступа к технологиям BP, отмечается в заявлении Fitch, это позволило ей остановить снижение производства и даже нарастить добычу на зрелых месторождениях в Западной Сибири и Оренбургской области, а также «рационализировать» переработку и сбыт в России и на Украине. Роль ВР была заметной, ее присутствие «дисциплинировало» компанию, согласен аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Он считает, что выход из СП – не лучший вариант и для ВР с учетом ситуации на рынке.

Половец допускает, что вместо британцев у ТНК-ВР может появиться новый акционер, в том числе с 50%-ной долей, но кто именно и ведутся ли уже какие-то переговоры, не комментирует.