Минпромторг: государство будет вкладывать в инфраструктуру утилизации автомобилей 20-70 млрд руб. в год


В рамках проекта закона об отходах производства и потребления, рассматриваемого в Госдуме, обсуждается два варианта финансирования гарантийной утилизации автомобилей: поддержка бизнес-проектов создания утилизационных центров напрямую из бюджета или через саморегулируемые организации (это предложение Минприроды), в которых денежные средства будут накапливаться целевым образом и дальше расходоваться в рамках развития инфраструктуры членами СРО, поясняет заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов. Ранее рассматривался еще вариант создания внебюджетного фонда, но по бюджетному кодексу это уже невозможно, добавляет он.

В развитие инфраструктуры утилизации автомобилей будут направляться все или часть средств, полученных бюджетом от взимания утилизационных сборов, говорит Рахманов, — это, по предварительным оценкам, 20-70 млрд руб. в год. Законопроект также предполагает возможность предоставления гарантий безопасной утилизации автопроизводителями, работающими на территории России, вместо оплаты сборов живыми деньгами. В случае обращения владельцев машин, в ПТС которых стоит отметка о гарантии в дилерские центры или на пункты утилизации, расходы по утилизации будет нести автопроизводитель, добавляет он.

При подготовке постановления правительства, определяющего порядок и размеры взносов, будут определены базовые ставки и коэффициенты, в зависимости от возраста ввозимого автомобиля и его технических параметров. Окончательные параметры власти утвердят после появления законодательной возможности взимать утилизационные сборы, напоминает Рахманов.

«Опыт работы по программе утилизации в 2011 г. привел к четкому осознанию того, что без создания полноценной системы утилизации мы не получим нужного эффекта», - говорит заместитель министра. Основа для этого есть, говорит он — это 157 центров, участвовавших в прошлогодней госпрограмме по утилизации. Для того чтобы утилизационный центр был прибыльным, необходима его загрузка на уровне 50 000-100 000 авто в год, отмечает Рахманов. Государство или СРО будут помогать создавать центры и финансово перекрывать их неэффективность до тех пор, пока она не выйдут на необходимую загрузку, поясняет он.

Финансирование через систему СРО — обычная мировая практика, комментирует представитель «Камаза» Олег Афанасьев, предприятие готово участвовать в создании утилизационных центров. Такой возможности не исключает и «Группа «ГАЗ», сообщила вице-президент компании Елена Матвеева, в том числе, чтобы контролировать ситуацию на вторичном рынке автозапчастей. «АвтоВАЗ» не стал комментировать эту тему.

Тема создания СРО в системе утилизации авто преждевременна и будет актуальна только через 3-5 лет, когда на рынке появится больше технологичных утилизаторов - сейчас таких единицы на фоне многочисленных мелких компаний, считает источник в одной из утилизационных компаний. СРО нужны уже сейчас, чтобы определить единое правовое поле, условия работы данного сектора, не соглашается заместитель гендиректора компании «Втормет» (один из крупнейших утилизаторов) Юрий Воронцов. Эффективность расходования средств обеспечат планируемые национальный и отраслевой операторы (объединение профильных СРО), добавляет он. В каждом федеральном округе нужно будет создать замкнутую систему утилизации автомобилей, включающую предприятия по переработке всех автомобильных компонентов, указывает Воронцов. И чтобы все работало, необходимо провести анализ промышленного потенциала округов и иметь прогнозы выбытия транспортных средств хотя бы до 2020-2025 гг. и, самое главное, - разработать систему, побуждающую людей сдавать автомобили в утилизацию, подчеркивает Воронцов. Это могут быть жесткие административные или финансово стимулирующие меры, добавляет он.

В 2013 г., по расчетам чиновников, в России потребуется утилизировать около 1,5 млн единиц автомобильной техники, к 2015 г. - более
 2 млн.