Иран перекрасил танкеры, чтобы продавать нефть в обход санкций

За последний месяц многие иранские супертанкеры исчезли, а когда появились вновь, их было не узнать
танкер Delvar компании NITC/ REUTERS/ Tim Chong

За последний месяц большая часть иранских нефтяных супертанкеров внезапно исчезла с карты Мирового океана. Недавно корабли появились вновь. Их было не узнать: корпуса перекрашены, на борту красовались новые имена, на мачтах развевались новые флаги, в качестве порта приписки значились совсем иные города.

Иран играет в кошки-мышки с Западом, отслеживающим, соблюдаются ли санкции, наложенные на эту ближневосточную страну за упорное нежелание отказываться от ядерных разработок. Тегеран пытается скрыть, куда поставляется нефть, и для этого переименовывает танкеры: так, Hoda, Honar и Nesa превратились в "Драгоценного" (Precious), "Победу" (Victory) и "Правду" (Truth).

Поначалу нефтяные трейдеры и морское сообщество пришли в замешательство, затем от души повеселились. “Как говаривал бывший вице-президент [США Ричард] Чейни, это «все равно что губная помада на пятачке у свиньи" - никого не обманет», - говорит Эд Морс, директор по исследованиям сырьевого рынка в Citigroup, ранее работавший в госдепартаменте США.

Брюссель с 1 июля запрещает страхование на условиях "защита и возмещение" для танкеров, перевозящих иранскую нефть. Объем экспорта иранского «черного золота» в течение июня резко снизился, поскольку запрет отпугнул возможных покупателей, рассказывают нефтяные трейдеры. На этой неделе Южная Корея объявила, что из-за отсутствия страховки прекратит импорт нефти из Ирана.

Иранская компания NITC (ранее известная как Иранская национальная танкерная компания, или ИНТК) не подпадает под санкции США или Евросоюза. Она обещала воспользоваться услугами иранских страховых компаний, чтобы перевозить нефть. Поэтому азиатским импортерам - Китаю и Индии – придется полагаться на застрахованные в Иране танкеры.

За последние семь недель NITC переименовала 24 корабля, то есть более половины своего флота из 44 танкеров, свидетельствуют официальные регистры судоходства. «Ребрендингу» в основном подверглись супертанкеры NITC, каждый из которых может загрузить на борт 2 млн баррелей нефти, что соответствует суточному объему иранского экспорта. Одновременно с этим NITC заменила флаги: вместо Ирана, Мальты и Кипра корабли теперь приписаны к портам Танзании или островного государства Тувалу.

Гендиректор NITC Хамид Бехбахани написал на корпоративном сайте, что компания «придерживается принципа прозрачности». NITC была приватизирована в 2000 г. (ее собственниками стали три иранских пенсионных фонда), но, как говорят западные нефтетрейдеры, она сохранила тесные связи с иранским правительством.

По мнению трейдеров, объем экспорта нефти из Ирана снизится приблизительно на 400 000 барр./сутки к 1 июля, когда в силу вступит запрет на страхование судов и грузов, а также в полном объеме эмбарго на поставки в Евросоюз. Из-за европейских и американских санкций продажи иранской нефти и так уже сократились на 600 000 барр./сутки.

Перевела Анна Разинцева