Кто будет развивать региональные перевозки

Заняться развитием региональных авиаперевозок в России должны крупнейшие игроки, например «Аэрофлот», считает правительство. Кроме открытия новых рейсов госкомпании могут поручить и спасение проблемных перевозчиков

Кто из игроков рассматривается в этой схеме, собеседники не уточняют. Лишь отмечают, что дальше всех продвинулся вопрос об «Аэрофлоте». Ему, возможно, предстоит создать новые региональные дивизионы на базе дальневосточных авиакомпаний (он уже контролирует «Владивосток авиа» и «Сахалинские авиатрассы»), отмечает один из чиновников, кроме того, есть планы объединить южные и кавказские компании.

Уровень воздушных коммуникаций между субъектами нашей страны очень плохой и с каждым годом становится все хуже и хуже», – констатировал в эту пятницу премьер Дмитрий Медведев и пообещал провести отдельное совещание на эту тему. У министерств уже есть поручение подготовиться: они должны разработать план по созданию региональных «дочек» на базе крупнейших авиакомпаний, рассказали «Ведомостям» чиновник одного из ведомств и сотрудник крупной авиакомпании. По прогнозам госслужащего, предложения будут к августу.

Крупные игроки должны сконцентрировать маршруты финансово неустойчивых коллег и развивать перевозки не из перегруженной Москвы, а из других городов, в том числе на международных направлениях, отмечает чиновник. Правительство может адресно субсидировать это, добавляет он.

До 1 сентября Минтрансу поручено решить вопрос о необходимости создания региональной авиакомпании в Северо-Кавказском федеральном округе, сообщила в пятницу пресс-служба госкомпании «Курорты Северного Кавказа». А источники «Ведомостей» добавляют, что на базе «Аэрофлота» могут объединиться подконтрольная ему «Донавиа», а также принадлежащая сейчас «Базэлу» авиакомпания «Кубань».

«Базэл» готов к переговорам о продаже «Кубани» – если «Аэрофлот» станет агентом государства для развития региональных перелетов, заявил «Ведомостям» заместитель гендиректора «Базэла» Андрей Елинсон. Сейчас в Минтрансе идет активная дискуссия на эту тему, добавляет он: «Аэрофлот» финансово устойчив, может приобретать самолеты на выгодных условиях и покупать доли в авиакомпаниях, находящихся на грани выживания.

Подобные схемы чиновники обсуждали не только для транспорта. У российского нефтесервиса также есть проблемы и нужно объединить все госактивы в этом секторе на базе «Роснефтегаза», предлагал в прошлом году тогдашний вице-премьер Игорь Сечин. А «Интер РАО» планировалось сделать агентом государства по помощи проблемным энергосбытовым компаниям (что не слишком устраивает компанию, отмечали ее сотрудники).

Что думает о новом плане «Аэрофлот», не ясно: представитель компании от комментариев отказался. Ранее перевозчик готов был развивать ту же «Кубань», но рассчитывал на господдержку. А Минтранс и Росавиация выступали против субсидий.

Значительная часть кредиторской задолженности «Кубани» – внутрикорпоративная, поэтому «Базэлу» предложено самостоятельно провести мероприятия по оздоровлению авиакомпании, отмечает представитель Минтранса. Получить комментарии представителей правительства в выходные не удалось.

С вмешательством правительства или без него, но доля в региональных перевозках крупнейших авиакомпаний будет увеличиваться, уверен аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Четыре крупнейших игрока (из 151, обладающего свидетельством эксплуатанта) и так перевозят более 50% всех российских пассажиров. Что касается ухода с рынка небольших перевозчиков – это нормальный рыночный процесс и он будет продолжаться без вмешательства чиновников, добавляет эксперт.