Фармдистрибуторы ищут новые ниши

Крупнейшие российские фармдистрибуторы «Протек» и «Катрен» рассказали о своих планах на ближайшие годы. «Протек» будет активнее работать в секторе парафармацевтики, а «Катрен» – на рынке государственных закупок

Одна из целей фармдистрибутора «Протек» (входит в одноименную группу компаний) на 2012–2014 гг. – увеличить долю рынка в секторе парафармацевтики (т. е. нелекарственного ассортимента), пишет компания в отчете за 2011 г. Доля позиций нелекарственного ассортимента возросла в прайс-листе «Протека» с 32% в 2010 г. до 39% в 2011 г., продолжает компания. Доля парафармацевтики в общей выручке фармдистрибутора в 2011 г. (93,98 млрд руб.) – 11% и компания планирует увеличить этот показатель, говорит представитель «Протека», не называя цифр. Решение он объясняет перспективами рынка.

«Протек», по данным DSM Group, второй после «СИА интернейшнл» фармдистрибутор по выручке на российском рынке. На 3-м месте «Катрен».

В продажах национальных аптечных сетей доля нелекарственного ассортимента в 2011 г. составила 73%, межрегиональных – 72%, подсчитали аналитики «Фармэксперта». Дистрибуторам, как и аптекам, выгодно увеличивать долю парафармацевтики, говорит гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов: маржа дистрибутора по лекарствам в среднем 5–10%, в нелекарственном ассортименте – до 50%.

О поисках новых ниш задумался и «Катрен». Компания долгое время фокусировалась на работе в коммерческом сегменте, пишет в отчете за 2011 г. гендиректор ОАО «Катрен» (в это ОАО входит фармдистрибутор) Владимир Спиридонов: «Сейчас скорость развития этого сегмента замедляется, и поэтому мы присматриваемся <...>, в частности, к бюджетным продажам». Продажи «Катрена» в аптеки составляют 88% его товарооборота. Для сравнения: у «Протека» – 77,2%.

По данным «Фармэксперта», в 2011 г. объем коммерческого рынка в России составил $15,7 млрд – на 18% больше, чем годом ранее. Общий объем закупок на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 г. снизился на 1% до $2,66 млрд, а в госпитальном сегменте увеличился на 13% до $4,3 млрд. Коммерческий сегмент по-прежнему растет быстрее, говорил Демидов: он за первые пять месяцев, по оперативным данным, прибавил более 20%, бюджетный – около 10%.

Диверсификация бизнеса позволяет компаниям увеличить продажи и меньше зависеть от возникающих в определенном сегменте проблем, полагает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. «Катрен» активно работает в рознице и его внимание к бюджетному сегменту оправданно: на него приходится треть всего фармацевтического рынка, рассуждает Шуляк. По его мнению, «Протек», который уже представлен в двух этих сегментах, может нарастить долю на рынке парафармацевтических товаров без особых издержек: у компании есть склады, торговые представители и клиенты – аптеки. Но в сегменте масс-маркет компании будет сложно конкурировать с дистрибуторами, работающими на рынке FMCG, отмечает Демидов.