Статья опубликована в № 3160 от 07.08.2012 под заголовком: Взять и не делиться

«Аэрофлот» может перестать делиться доходами с Росавиацией

Конец монополии «Аэрофлота» на итальянских и французских маршрутах может стоить Минтрансу примерно 4,5 млрд руб. ежегодных поступлений от роялти. Как стало известно «Ведомостям», независимые директора «Аэрофлота» Алексей Навальный и Сергей Алексашенко предложили компании не платить в этом году государству. С их позицией может согласиться и топ-менеджмент
И.Питалев / РИА Новости

Росавиация, которая контролируется Минтрансом, может не получить существенной доли от роялти, которую обычно направлял ей «Аэрофлот». По межправительственным соглашениям компания получает роялти от иностранных авиаперевозчиков за их полеты над Сибирью. Но в этом году «Аэрофлот» может заблокировать выплаты в пользу Росавиации, это обсуждалось на заседании совета директоров авиакомпании 26 июля, рассказал «Ведомостям» близкий к «Аэрофлоту» источник. «Вопрос предложил член совета директоров Сергей Алексашенко за несколько дней до заседания. Обсуждался он в разделе «Разное», – подтверждает источник в совете директоров.

Идею Алексашенко поддержал не только юрист Алексей Навальный, недавно вошедший в совет директоров авиакомпании (его, как и Алексашенко, выдвинул в совет акционер «Аэрофлота» Александр Лебедев), но и некоторые члены правления «Аэрофлота», рассказали три участника заседания. Гендиректор компании Виталий Савельев мотивировал свою позицию тем, что Росавиация разрушила монополию «Аэрофлота» на популярных туристических маршрутах в Италию и Францию, выдав разрешения на полеты «Трансаэро», и это лишило «Аэрофлот» части запланированного дохода на 2012 г., рассказывает источник, близкий к совету директоров. Подтвердить это у Савельева «Ведомостям» не удалось.

Обычно перечисление средств Росавиации оформляется через договор об оказании услуг (обучение летного персонала, модернизацию самолетного парка и проч.), знает источник, близкий к авиакомпании, сумма договора составляет порядка 70–80% от транссибирских роялти, получаемых «Аэрофлотом» за год, и квалифицируется как крупная сделка (требует одобрения совета директоров). Этот вопрос перенесли на следующее заседание, которое состоится в конце августа, поскольку Росавиация не успела вовремя прислать договор. О какой сумме идет речь, не известно. Но в 2010 г. «Аэрофлот» получил от иностранных перевозчиков около 6,4 млрд руб. «пролетных», следует из отчета ревизионной комиссии, которая проверяла деятельность «Аэрофлота». В 2011 г. сумма будет не меньше, рассказывал ранее источник «Ведомостей» в авиакомпании. Представители «Аэрофлота», Росавиации, Минтранса от комментариев отказались. Связаться с Алексашенко не удалось.

Один из директоров «Аэрофлота» считает, что Алексашенко и Навальный – проводники идей Лебедева, который контролирует через НРБ порядка 14% авиакомпании. Бизнесмен недавно заявил о стремлении выйти из бизнеса в России. Скорее всего роялти – разменная карта в переговорах с государством, предполагает собеседник. «Выйти из бизнеса в России будет непросто. Ищем варианты», – подтвердил вчера бизнесмен «Ведомостям». Но он отрицает, что поднять вопрос по роялти – его идея: «Директора «Аэрофлота» – люди самостоятельные». Впрочем, он недавно так рассуждал о роялти в своем блоге: «роялти – просто доходы коммерческой компании, акционерного общества, в котором только 51% традиционно принадлежал государству», и выплата большей доли роялти государству – «нарушение законодательства».

«Вряд ли силами одних Навального и Алексашенко вопрос выплат доли роялти государству удастся заблокировать, – считает руководитель корпоративной практики «Пепеляев групп» Николай Солодовников. – Им как минимум потребуется квалифицированное большинство». Правда, эксперт оговорился, что в уставе «Аэрофлота» «могут быть нюансы». «Тем не менее обсуждение вопроса будет очень жарким», – предсказывает он. В совете директоров «Аэрофлота» 7 членов из 11 представляют государство. «Возможно, чиновникам придется выступить с подробным докладом перед директорами о том, как они потратят деньги», – добавляет источник, близкий к авиакомпании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать