«Внуково» само вложится в свою инфраструктуру

Аэропорт «Внуково» хочет потратить 3,6 млрд руб. на строительство перронов для самолетов. А поскольку это имущество принадлежит государству, компания просит взамен несколько лет не платить аренду за аэродром. «Домодедово», нуждающееся в новой полосе, этому примеру следовать не спешит – государство в любой момент может пересмотреть условия сделки
М.Стулов/ Ведомости

Аэропорт «Внуково» предлагает государству заключить новый договор аренды аэродрома (включает взлетно-посадочные полосы, перроны, светосигнальное оборудование и проч.), следует из писем гендиректора аэропорта Василия Александрова министру транспорта Максиму Соколову, руководителю Росавиации Александру Нерадько и Росимущества Ольге Дергуновой (копия есть у «Ведомостей»). В бюджете нет средств на достройку перронов (место, где происходит посадка и высадка пассажиров). Аэропорт готов сам инвестировать 3,6 млрд руб. Но взамен Александров просит зачесть эти траты в аренду аэродрома. По нашим подсчетам, эта сумма эквивалентна арендной плате за 10–15 лет, уточнил «Ведомостям» председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев.

Представители Минтранса, Росимущества и Росавиации подтвердили факт получения писем, но от дальнейших комментариев отказались.

Вложить свои деньги «Внуково» решилось не от хорошей жизни. В 2012 г. на реконструкцию аэродрома «Внуково» государство выделило 4,2 млрд руб., пишет Александров. Из них на перрон – лишь 383 млн руб. Дополнительные средства до 2015 г. в бюджете не предусмотрены. Тем временем аэропорт достраивает новый аэровокзал мощностью до 30 млн пассажиров в год. Вторая очередь будет введена в декабре. Проект уже обошелся в 45 млрд руб. Но из-за недостроенного перрона, который находится в «полуразобранном виде», 70% выходов из здания аэропорта к самолетам эксплуатироваться не могут, пишет Александров.

Деньги на проект «Внуково» собирается занять в банках. В июле аэропорт объявил конкурс на привлечение 7 млрд руб. Предложения, в частности, подали Банк Москвы, Сбербанк, уточнил Ванцев. 5 млрд планируется потратить на достройку второй очереди аэровокзала, 2 млрд – на перроны. Еще 1,6 млрд руб. «Внуково» собирается занять у банков в 2013 г., говорил Ванцев.

«Внуково» – не единственный московский аэропорт, которому не хватает средств бюджета на развитие аэродрома. «Шереметьево» не хватает 18 млрд руб. госинвестиций (но они потребуются лишь через несколько лет), «Домодедово» – порядка 15 млрд руб. К 2015 г. там должна быть построена новая взлетно-посадочная полоса, а одна из полос по причине износа выведена из эксплуатации. Весной аэропорт договорился с Минтрансом о строительстве новой полосы в усеченном варианте, без части перронов и рулежных дорожек, а сам обязался построить сопутствующую инфраструктуру – терминалы и проч. Нежелание инвестировать в государственное имущество представитель аэропорта объясняет отсутствием закона о концессиях.

Выбранная «Внуково» схема опасна тем, что у государства остается достаточно возможностей для изменения договора. Например, в части определения арендной платы, констатирует партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. Закон о государственно-частном партнерстве лучше защитит права инвесторов, но он еще не принят, указывает юрист.