Россия и Белоруссия не поделили сырье для автобензина

Российские нефтяные компании прекратили поставку прямогонного бензина в Белоруссию. Россия подозревает, что соседи делают из него автобензин и беспошлинно экспортируют в Европу
Е. Разумный для Ведомостей

С конца июля Россия приостановила поставки прямогонного бензина на нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии, сообщил вчера представитель железной дороги страны. Это подтверждают и сотрудники двух российских нефтяных компаний: есть негласное распоряжение крупнейшим компаниям приостановить поставки до тех пор, пока не прояснится ситуация с уплатой Минском экспортных пошлин.

С 2011 г. Белоруссия покупает российскую нефть без пошлины, но при экспорте полученных из нее нефтепродуктов должна перечислить пошлину в бюджет России. Некоторые продукты, например растворители и разбавители (для их производства и используется прямогонный бензин), пошлиной не облагаются. Их поставки из Белоруссии выросли тысячекратно: за пять месяцев 2012 г. страна экспортировала более 2 млн т растворителей примерно на $2,2 млрд (см. таблицу). «Столько растворителя в Европе не потребляется», – отмечает источник, близкий к Минэнерго. А замминистра финансов Сергей Шаталов не исключал, что на самом деле производится и экспортируется автобензин.

Разобраться в ситуации еще в июле поручил премьер Дмитрий Медведев. Работа межведомственной комиссии не завершена, говорит федеральный чиновник. Но по предварительным оценкам, речь идет о недоплате в российский бюджет «миллиардов долларов», сказал он. Экспортные схемы с растворителями работали больше года, говорит источник, близкий к одному из нефтетрейдеров. Но разоблачить мошенничество практически невозможно, считает один из собеседников «Ведомостей»: по внешнему виду растворители ничем не отличаются от высокооктановых бензинов, а проводить экспертизу каждой партии на таможне невозможно.

Белоруссия настаивает, что все соглашения соблюдаются. «Никаких незаконных поставок за рубеж не существует. Их просто не может быть», – говорил ранее глава Таможенного комитета Александр Шпилевский. Представители правительства Белоруссии, российских Минфина, Минэкономразвития, Минэнерго, ФТС и крупнейших нефтяных компаний ситуацию не комментировали.