«Метрополь» продан Александру Клячину

Легендарная гостиница «Метрополь» в самом центре Москвы практически без борьбы досталась основателю сети Azimut Александру Клячину. Его структура пообещала заплатить за отель почти 9 млрд руб. Это, возможно, самая крупная сделка по продаже принадлежащей столице недвижимости

Победителем аукциона по продаже гостиницы «Метрополь» стала компания «Охотный Ряд делюкс». Кроме нее в торгах принимали участие еще две компании – ООО «Танковый» и ООО «Старбилдинг инвестментс». Но борьбы между ними не получилось. Был сделан всего один шаг – при начальной стоимости лота в 8,7 млрд руб. «Охотный Ряд делюкс» пообещала заплатить 8,874 млрд руб., и торги были окончены.

Интересы компании-победителя на торгах представлял Евгений Устенко, гендиректор ООО «СП Метрополь» – компании, которая управляет гостиницей. Эту компанию контролирует бизнесмен Александр Клячин. Он основатель компании «Нерль», которая специализировалась на слияниях и поглощениях. В 2008 г. было объявлено, что «Нерль» продана арабской компании Al Salam Trading Limited, и с тех пор об этой компании ничего не слышно. Клячин основал также гостиничную сеть Azimut Hotels и девелоперскую компанию KR Properties (в ее портфеле бизнес-центр «Красная Роза» и loft-комплекс «Даниловская мануфактура»).

Согласно СПАРК на 1 августа Клячину принадлежало 25,62% «СП Метрополь», еще по 30% – у Устенко и топ-менеджера «Вектор инвестментс» (контролируется Клячиным) Эльдара Вильданова. Устенко подтвердил, что «Метрополь» приобретен в интересах Клячина.

Бенефициаров двух других компаний узнать не удалось. Чиновник правительства Москвы говорит, что одна из них – дублер компании Клячина, а кто стоит за второй, ему не известно.

«Метрополь» на 363 номера расположен в Театральном проезде. Общая площадь отеля – 39 400 кв. м, ему принадлежит земельный участок на 1 га. В разные годы в гостинице останавливались Бернард Шоу, Сергей Прокофьев, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих.

Учитывая, что ремонт в гостинице в последний раз проводился в 1991 г., новый владелец, безусловно, планирует провести там реконструкцию, говорит представитель Клячина. Но она затронет в основном инженерные коммуникации. Фасад, внутреннее убранство и функциональное назначение отеля останутся без изменений, сказал он. Вопрос о привлечении к управлению «Метрополем» сети Azimut или какого-нибудь международного оператора пока не поднимался.

$7000 за 1 кв. м рядом с Красной площадью – это очень недорого, особенно учитывая, что «Метрополь» представляет историческую ценность, а антиквариата там в разы больше, чем, например, в «Национале», говорит замдиректора по развитию CBRE Cтанислав Ивашкевич. Если новый собственник выставит этот объект на продажу, легко сможет продать минимум в 1,5 дороже – даже несмотря на то, что в ремонт придется вложить еще $20–25 млн, считает эксперт.

Но даже 8,7 млрд руб. – самая крупная из известных сделок по продаже принадлежащей Москве недвижимости. В 2005 г. гостиница «Украина» была продана владельцам торгцентра «Европейский» Году Нисанову и Зараху Илиеву за 7,8 млрд руб. Они же за 7,2 млрд руб. в конце прошлого года приобрели у мэрии площадку в «Москва-сити», на которой ранее планировалось построить комплекс правительственных зданий. Тогда же еще одна гостиница с историческим прошлым – «Националь» – была продана группе «Бин» (принадлежит семье Гуцериевых и Микаилу Шишханову) за 4,67 млрд руб. «Украина» – единственный объект, за который развернулась настоящая борьба, все остальные объекты ушли практически по стартовым ценам.