Узбекистан начал арестовывать активы МТС

Компания прямо обвинила власти Узбекистана в «стремлении властей осуществить незаконный захват бизнеса МТС в максимально сжатые сроки»
М.Стулов/ Ведомости

Ташкентское управление судебного департамента Узбекистана по распоряжению Генпрокуратуры страны вынесло решение об аресте всего имущество «дочки» МТС «Уздунробита», следует из сообщения оператора. Арест осуществляется в связи с уголовными обвинениями и требованиями о возмещении ущерба, выдвинутыми против четырех сотрудников «МТС-Узбекистан», отмечено в заявлении компании. МТС было отказано в привлечении в качестве стороны по делу, что лишает ее законной возможности представлять интересы своих работников и бизнеса в судебном процессе, подчеркивают представители МТС. Также в своем заявлении оператор прямо обвинил власти Узбекистана в «стремлении властей осуществить незаконный захват бизнеса МТС в максимально сжатые сроки».

13 августа 2012 г. по иску узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ) отозвал у «Уздунробиты» все лицензии. УзАСИ обвиняло «Уздунробиту» в том, что ее региональные филиалы работают без собственных лицензий. МТС ссылалась в ответ на лицензионное соглашение от 2004 г., которое «прямо указывает, что лицензии “Уздунробиты” на протяжении всего срока действия распространяются на все филиалы». 27 августа апелляция «Уздунробиты» была отклонена.

Во II квартале 2012 г. МТС списала $1,079 млрд в узбекский бизнес. Из-за этого она завершила квартал с $681,8 млн чистого убытка. Сумма списаний складывается из убытков от обесценивания долгосрочных активов ($579 млн) и резерва для возможного удовлетворения налоговых и иных претензий к узбекской «дочке» ($500 млн).

Иностранные компании не впервые испытывают трудности в Узбекистане: похожие проблемы были у российского «Вимм-билль-данна» (сейчас входит в концерн PepsiCo), а Coca-Cola получила иск на $100 млн, после того как оказалась вовлечена в бракоразводный процесс дочери президента Гульнары Каримовой с Мансуром Максуди, тогдашним совладельцем завода Coca-Cola в Ташкенте.

С 18 августа, после отзыва лицензий, МТС прекратила оказание услуг в Узбекистане. В сходной ситуации оператор оказался в Туркмении в декабре 2010 г. - тогда власти страны отозвали лицензию у его «дочки» BCTI. МТС возобновила работу в Туркмении только вчера.

Для МТС ситуация в Узбекистане складывается хуже, чем в Туркмении — там не преследовали ее сотрудников и не арестовывали ее имущество, констатирует гендиректор Combews Research Ирина Глухова.