Европа не смогла создать авиагиганта

В ближайшее время у американской Boeing не появится объединенного европейского конкурента: из-за разногласий Франции, Великобритании и Германии EADS и BAE отменили слияние

EADS

Аэрокосмический концерн. Капитализация – 22,73 млрд евро. выручка (МСФО, первое полугодие 2012 г.) – 24,9 млрд евро. чистая прибыль – 594 млн евро.

BAE Systems

Оборонный концерн. Капитализация – 10,5 млрд фунтов стерлингов. выручка (МСФО, первое полугодие 2012 г.) – $12,36 млрд. чистая прибыль – $470 млн.

Слияние европейского аэрокосмического концерна EADS и британской оборонной корпорации BAE Systems не состоится, объявили компании в совместном релизе. Причина в том, что их страны-совладельцы – Великобритания, Франция и Германия – не смогли согласовать свои интересы.

«Жаль, что нам так и не удалось [объединить компании], но я рад, что мы попробовали», – процитировала пресс-служба EADS слова гендиректора концерна Тома Эндерса. Корпорация не вернется к идее объединения с EADS, если позиции государств значительно не изменятся, добавил председатель совета директоров BAE Дик Оливер.

Сделка развалилась буквально за час до того, как истек срок, отведенный на формализацию условий сделки, пишет Bloomberg.

Идея о слиянии EADS и ВАЕ возникла более 10 лет назад, 12 сентября компании объявили, что намерены объединиться, 10 октября в 17.00 по Гринвичу истекал срок для заключения сделки. Предполагалось, что капитализация объединенной компании будет сравнима с главным конкурентом – американской Boeing ($38 млрд у европейского гиганта против $41 млрд у американского). Слияние сделало бы бизнес компаний «более конкурентным», а также принесло бы «ощутимые выгоды для всех заинтересованных сторон», сообщили вчера EADS и ВАЕ.

Предполагалось, что акционеры EADS получат 60% в объединенной промышленной группе, 40% планировалось отдать владельцам ВАЕ. На данный момент Франция владеет 15% EADS, при слиянии ее доля размылась бы до 9%. Еще 7,5% EADS принадлежит французскому медиаконцерну Lagardere, 22,5% – у Daimler (15% из этого пакета должна была приобрести Германия). Великобритании принадлежит «золотая акция» BAE, которая дает право наложить вето на любое решение компании.

Правительства трех стран несколько дней пытались договориться о своих долях в объединенном комплексе. Лондон настаивал, чтобы Париж и Берлин дали письменные гарантии, что их общая доля не превысит 18%, но соглашался, чтобы Германия увеличила свой пакет до 9%. Также Британия настаивала, что Франция и Германия не должны объединяться в блок для голосования по разным вопросам и не должны выдвигать своих представителей в совет директоров объединенного холдинга. Французские чиновники при этом хотели, чтобы вместе с немцами у них была опция контролировать 27% акций объединенной компании. Германия настаивала, чтобы совокупная доля совладельцев EADS в новой компании была «ближе к 70%» и чтобы штаб-квартира гиганта располагалась на ее территории, пишет Bloomberg. Камнем преткновения стала Германия, больше взаимопонимания было с Францией и Великобританией, передает Bloomberg слова гендиректора BAE Яна Кинга.

Еще одним противником слияния был крупнейший акционер ВАЕ – Invesco Perpetual (13,3% ВАЕ), у которой были «значительные оговорки» и сомнения в стратегической логике такого слияния.

Отменить слияние «невероятно близоруко», цитирует Bloomberg Мишеля Мерлюзо, авиационного консультанта G2. «Европейские правительства все еще слишком сосредоточены на национальных интересах, национальных программах», – сокрушается эксперт.

Не оценили решение и инвесторы: EADS вначале подешевела на 11%, но к 19.40 мск подорожала на 4,6% до 22,7 млрд евро, BAE упала на 2,9%, но затем падение уменьшилось до 0,8% до 10,5 млрд фунтов стерлингов.